В XVII веке произошел раскол русской православной церкви после реформы патриарха Никона. Всех приверженцев старых канонов во главе с протопопом Аввакумом предали анафеме — отлучили от православной церкви. На старообрядцев, которые исповедовали древлеправославие, начались гонения, и они расселились в разных регионах России, в том числе на территории современной Удмуртии.
Раскольники стремились сохранить свою веру и отличаться от местного населения. В одежде они избегали красного цвета — основного в костюме удмуртов. До начала ХХ века старообрядцы шили сарафаны из домотканой материи синего или голубого цветов, а затем из черного покупного сатина.
Старообрядческий женский и девичий комплект одежды назывался перемена. В него входили рубаха, сарафан, фартук, пояс и платок. Сарафан из коллекции Глазовского музея по покрою косоклинный. Такие сарафаны в XX веке считались старинными, их «молодые девки не носили, стыдилися».
Более поздние варианты сарафанов назывались борошники. Их шили с мелкими односторонними складками по всему верхнему краю — борами или боринками. Если боры имелись только сзади, сарафан назывался безборошник. У косоклинных сарафанов и борошников на спине была выступающая деталь — крылечко.
Под сарафаном носили ситцевые, чаще однотонные рубахи-становины — белые, красные, желтые и бурые, с вышивкой на концах рукавов. В праздники девушки надевали передник без грудки, подол которого украшали кружевами и растительным орнаментом. Поверх сарафана повязывали пояс, которому старообрядцы придавали особое значение. О человеке, который «сраму не имеет», говорили: «совсем уж распоясался». Иногда на поясах ткали дарственные надписи и молитвы.
Женщине нельзя было ходить без платка. Белый льняной платок старообрядцев называли повязуха. Девушки заплетали волосы в одну косу, в которую вплетали ленту алого цвета. Замужние женщины заплетали две косы и укладывали их на голове венком. Поверх кос платок повязывали особым способом — складывали по диагонали в форме косынки, концы покрывали подбородок, обхватывали шею и соединялись сзади.
Раскольники стремились сохранить свою веру и отличаться от местного населения. В одежде они избегали красного цвета — основного в костюме удмуртов. До начала ХХ века старообрядцы шили сарафаны из домотканой материи синего или голубого цветов, а затем из черного покупного сатина.
Старообрядческий женский и девичий комплект одежды назывался перемена. В него входили рубаха, сарафан, фартук, пояс и платок. Сарафан из коллекции Глазовского музея по покрою косоклинный. Такие сарафаны в XX веке считались старинными, их «молодые девки не носили, стыдилися».
Более поздние варианты сарафанов назывались борошники. Их шили с мелкими односторонними складками по всему верхнему краю — борами или боринками. Если боры имелись только сзади, сарафан назывался безборошник. У косоклинных сарафанов и борошников на спине была выступающая деталь — крылечко.
Под сарафаном носили ситцевые, чаще однотонные рубахи-становины — белые, красные, желтые и бурые, с вышивкой на концах рукавов. В праздники девушки надевали передник без грудки, подол которого украшали кружевами и растительным орнаментом. Поверх сарафана повязывали пояс, которому старообрядцы придавали особое значение. О человеке, который «сраму не имеет», говорили: «совсем уж распоясался». Иногда на поясах ткали дарственные надписи и молитвы.
Женщине нельзя было ходить без платка. Белый льняной платок старообрядцев называли повязуха. Девушки заплетали волосы в одну косу, в которую вплетали ленту алого цвета. Замужние женщины заплетали две косы и укладывали их на голове венком. Поверх кос платок повязывали особым способом — складывали по диагонали в форме косынки, концы покрывали подбородок, обхватывали шею и соединялись сзади.