В коллекции Касимовского музея-заповедника хранится напольный светец, изготовленный в XIX веке. Его использовали для освещения комнат.
Светец представлял собой подставку для лучины — тонкой деревянной щепки, которую поджигали с одного конца. Чаще всего использовали березовые или сосновые щепки: они ярко горели и не коптили. Такие светильники могли осветить только часть избы, поэтому по вечерам зажигали несколько лучин одновременно.
На Руси светцы начали использовать в Х веке. Сначала их изготавливали из старых подков, так как в то время металл был дефицитным материалом. Широкую популярность светцы приобрели в конце XVIII века, когда была введена пошлина на восковые и сальные свечи. Лучины освобождались от налога, поэтому такое освещение было недорогим.
Светцы можно было встретить почти в каждой деревенской избе. Однако такое средство освещения было опасным: хоть лучина горела недолго, от горячих углей мог загореться пол. Чтобы не случилось пожара, рядом со светцем ставили ведро с водой или песком — в него падали угли и пепел. Благодаря утяжеленной подставке в виде обруча или креста изделие было более устойчивым.
Светцы различались по размеру, материалу и форме. Например, встречались подвесные, настольные, напольные изделия. Самыми удобными считались светцы, которые представляли собой деревянное корытце на трех или четырех ножках. К его краю прикреплялся деревянный столбик, и его венчала кованая металлическая светильня. В корытце наливали воду, и туда падали углы от горящей лучины.
Такие светильники имели не только практическое, но и декоративное назначение: они были элементом интерьера и украшали дом. Самыми разнообразными по декору были напольные светцы, выкованные из железа. Кузнецы украшали их спиралями, завитками, растительным орнаментом и даже превращали в птиц: вилки некоторых светцев имели форму павлиньего хвоста или перьев жар-птицы.
В России светцы долгое время были частью быта в деревнях и селах. Их использовали вплоть до 1940-х годов, пока не распространилось электрическое освещение.
Светец представлял собой подставку для лучины — тонкой деревянной щепки, которую поджигали с одного конца. Чаще всего использовали березовые или сосновые щепки: они ярко горели и не коптили. Такие светильники могли осветить только часть избы, поэтому по вечерам зажигали несколько лучин одновременно.
На Руси светцы начали использовать в Х веке. Сначала их изготавливали из старых подков, так как в то время металл был дефицитным материалом. Широкую популярность светцы приобрели в конце XVIII века, когда была введена пошлина на восковые и сальные свечи. Лучины освобождались от налога, поэтому такое освещение было недорогим.
Светцы можно было встретить почти в каждой деревенской избе. Однако такое средство освещения было опасным: хоть лучина горела недолго, от горячих углей мог загореться пол. Чтобы не случилось пожара, рядом со светцем ставили ведро с водой или песком — в него падали угли и пепел. Благодаря утяжеленной подставке в виде обруча или креста изделие было более устойчивым.
Светцы различались по размеру, материалу и форме. Например, встречались подвесные, настольные, напольные изделия. Самыми удобными считались светцы, которые представляли собой деревянное корытце на трех или четырех ножках. К его краю прикреплялся деревянный столбик, и его венчала кованая металлическая светильня. В корытце наливали воду, и туда падали углы от горящей лучины.
Такие светильники имели не только практическое, но и декоративное назначение: они были элементом интерьера и украшали дом. Самыми разнообразными по декору были напольные светцы, выкованные из железа. Кузнецы украшали их спиралями, завитками, растительным орнаментом и даже превращали в птиц: вилки некоторых светцев имели форму павлиньего хвоста или перьев жар-птицы.
В России светцы долгое время были частью быта в деревнях и селах. Их использовали вплоть до 1940-х годов, пока не распространилось электрическое освещение.