Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Путешествие длиной в тысячу лет»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Свеча тощая

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
57х12х12 см
Техника
дерево, олово; роспись, литье
2
Открыть в приложении
#2
В XVII веке в храмах использовались напольные подсвечники необычной формы с весьма самобытным названием «тощая свеча». Название связано с тем, что для изготовления подсвечника бралась колода, полая (пустая, «тощая») внутри. Делалось это методом долбления, либо при помощи масла: его заливали в небольшое отверстие в стволе, затем поджигали, стараясь не прожечь стенки. Специальным инструментом вынимали пережженную древесину, доходили до середины колоды, переворачивали и делали то же самое с другого конца.

Есть еще одна версия названия подсвечника: тощие свечи использовались во время богослужений, проводимых в дни Великого Поста, и были связаны с предпасхальными церемониалами. Историки предполагают, что своим обликом эти подсвечники должны были имитировать настоящую свечу, так называемую пудовую.

Деревянные подсвечники расписывали красками, золотили, декорировали орнаментальной резьбой. Они украшались изображениями святых, а также орнаментом из трав и цветов, которые символизировали райские сады. Свеча из собрания Смоленского музея расписана и украшена растительным орнаментом, чрезвычайно популярным в XVII столетии и заимствованным из книг. Интересно, что эти орнаменты впоследствии прочно вошли в обиход русского народного искусства и в отдельных своих фрагментах сохранялись вплоть до XX столетия. В колористике росписи свечи доминирует красный, зеленый и золотой — любимые цвета народного искусства. Не исключена связь колорита с церковной символикой цвета. Красный цвет в иконописи символизирует кровь Христа, зеленый — символ жизни, весны, золотой — свет божественного сияния.

Из-за постоянного употребления в храмовом богослужении и крестных ходах старинные церковные светильники дошли до сегодняшнего дня в весьма ограниченном количестве.
Виной тому и недолговечность используемых для их создания материалов, и целенаправленное уничтожение эстетически «устаревших» образцов.

Свеча тощая попала в Смоленский музей из коллекции княгини Тенишевой. Княгиня активно собирала предметы старинного церковного убранства, поскольку понимала, что древнее церковное искусство теснейшим образом связано с дальнейшим развитием художественного творчества в России.
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Свеча тощая

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
57х12х12 см
Техника
дерево, олово; роспись, литье
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%