Фибула — металлическая застежка для одежды, одновременно служащая украшением.
На основании археологического материала выделяются три основных типа фибул: скорлупообразные, подковообразные и кольцевидные.
В 1901 году экспедицией московского археолога Сизова во время раскопок курганов у деревни Гнёздово Смоленского уезда была найдена скорлупообразная фибула.
Сизов дал первое описание этому предмету: «Цельный экземпляр подобной фибулы состоит из бронзовой овально-выпуклой чаши, по борту которой идет орнамент. На эту чашу накладывается сверху той же формы ажурное покрытие, на поверхности которого обыкновенно возвышается несколько также ажурных шипов, всегда расположенных симметрично: один — самый крупный занимает середину, а по концам овала находится по три меньших, соединенных между собой рубчатыми прямыми дорожками, придающими всей этой геометрической орнаментации вид двух ромбов…»
Скорлупообразные фибулы являлись деталями одежды скандинавских и карельских женщин. Подобными парными фибулами в эпоху раннего Средневековья скандинавские женщины скрепляли бретели одежды, состоявшей из двух полотнищ ткани. Подобные находки среди материалов раскопок могут свидетельствовать как об импорте этих вещей, так и о присутствии иностранцев на Руси.
Вопрос об использовании фибул славянами до сих пор привлекает большое внимание и вызывает споры среди ученых. Существует мнение археологов, что скорлупообразные фибулы скандинавов были распространены в Гнёздове среди славянского населения — местные мастера брали их за образец при изготовлении. Другая группа ученых считает, что фибулы — это типичное норманнское украшение женщин IX–XI веков, которое не могли носить славянские женщины Гнёздова.
Археолог Авдусин пишет: «Характерны так называемые скорлупообразные фибулы, имевшие форму яйца, разрезанного вдоль, а также фибулы некоторых других типов. Все они орнаментированы в особом скандинавском стиле. Эти фибулы были непременной принадлежностью скандинавского племенного женского наряда, и их не могли носить в той же выдержанной строгости, что и скандинавки, представительницы других этнических групп. Значит, эти фибулы не могли быть предметом международной торговли и попали на Русь только вместе со своими владелицами, женами воинов или их рабынями».
Гнёздовское поселение являлось крупным транспортным, перевалочным и ремесленным пунктом на торговом пути «из варяг в греки». Вероятно, именно таким путем подобные предметы одежды попадали на территорию нынешней Смоленской области.
На основании археологического материала выделяются три основных типа фибул: скорлупообразные, подковообразные и кольцевидные.
В 1901 году экспедицией московского археолога Сизова во время раскопок курганов у деревни Гнёздово Смоленского уезда была найдена скорлупообразная фибула.
Сизов дал первое описание этому предмету: «Цельный экземпляр подобной фибулы состоит из бронзовой овально-выпуклой чаши, по борту которой идет орнамент. На эту чашу накладывается сверху той же формы ажурное покрытие, на поверхности которого обыкновенно возвышается несколько также ажурных шипов, всегда расположенных симметрично: один — самый крупный занимает середину, а по концам овала находится по три меньших, соединенных между собой рубчатыми прямыми дорожками, придающими всей этой геометрической орнаментации вид двух ромбов…»
Скорлупообразные фибулы являлись деталями одежды скандинавских и карельских женщин. Подобными парными фибулами в эпоху раннего Средневековья скандинавские женщины скрепляли бретели одежды, состоявшей из двух полотнищ ткани. Подобные находки среди материалов раскопок могут свидетельствовать как об импорте этих вещей, так и о присутствии иностранцев на Руси.
Вопрос об использовании фибул славянами до сих пор привлекает большое внимание и вызывает споры среди ученых. Существует мнение археологов, что скорлупообразные фибулы скандинавов были распространены в Гнёздове среди славянского населения — местные мастера брали их за образец при изготовлении. Другая группа ученых считает, что фибулы — это типичное норманнское украшение женщин IX–XI веков, которое не могли носить славянские женщины Гнёздова.
Археолог Авдусин пишет: «Характерны так называемые скорлупообразные фибулы, имевшие форму яйца, разрезанного вдоль, а также фибулы некоторых других типов. Все они орнаментированы в особом скандинавском стиле. Эти фибулы были непременной принадлежностью скандинавского племенного женского наряда, и их не могли носить в той же выдержанной строгости, что и скандинавки, представительницы других этнических групп. Значит, эти фибулы не могли быть предметом международной торговли и попали на Русь только вместе со своими владелицами, женами воинов или их рабынями».
Гнёздовское поселение являлось крупным транспортным, перевалочным и ремесленным пунктом на торговом пути «из варяг в греки». Вероятно, именно таким путем подобные предметы одежды попадали на территорию нынешней Смоленской области.