Суздальское оплечье из собрания Государственного исторического музея — это парадное украшение из серебра с чернью, позолотой и резным декором. Оно состоит из шести круглых медальонов разной величины и 12 позолоченных бусин между ними. Каждая из них изготовлена из двух половинок. 10 бусин имеют одинаковый размер и форму, еще две, поменьше, отличаются от них. Шнур от ожерелья не сохранился, форму украшения реконструировали специалисты музея.
Оплечье обнаружил в 1851 году археолог, один из основателей Исторического музея, граф Алексей Уваров. В то время он проводил раскопки древних курганов в окрестностях Суздаля. На склоне одного из курганов под дерном, вне основного захоронения, ученый нашел бляхи-медальоны и бусины, сложенные вместе. В одной из бусин были обнаружены следы шнура, который их соединяет. Вероятнее всего, оплечье в спешке спрятали в насыпи кургана, который к тому времени уже существовал. Это могло произойти во время Батыева нашествия в 1237–1240 годах. Жители Суздаля в спешке покидали город, чтобы спастись от монгольских войск. Некоторые пытались унести с собой ценности, другие прятали их в земле или в специальных тайниках. Вернуться за своим имуществом позже смогли не все.
На одном из малых медальонов — поясное изображение молодого святого с нимбом вокруг головы. По мнению исследователей, это может быть образ Бориса или Глеба. На одном из больших медальонов изображен крест, вписанный в шестиугольник. На остальных четырех — узор в виде разных вариантов процветшего креста, у которого основание переходит в две поднимающиеся кверху ветки с листьями.
Оплечьем на Руси называли бармы — наплечные и нагрудные украшения великих князей. Их надевали поверх парадной одежды в торжественных случаях.
Первое летописное известие о бармах встречается под 1216 годом, где сказано, что «облечье», шитое золотом, носят все князья. А с 1498 года разновидность этого украшения вошла в число русских монарших регалий — вместе со скипетром, державой, крестом и венцом.
Оплечье обнаружил в 1851 году археолог, один из основателей Исторического музея, граф Алексей Уваров. В то время он проводил раскопки древних курганов в окрестностях Суздаля. На склоне одного из курганов под дерном, вне основного захоронения, ученый нашел бляхи-медальоны и бусины, сложенные вместе. В одной из бусин были обнаружены следы шнура, который их соединяет. Вероятнее всего, оплечье в спешке спрятали в насыпи кургана, который к тому времени уже существовал. Это могло произойти во время Батыева нашествия в 1237–1240 годах. Жители Суздаля в спешке покидали город, чтобы спастись от монгольских войск. Некоторые пытались унести с собой ценности, другие прятали их в земле или в специальных тайниках. Вернуться за своим имуществом позже смогли не все.
На одном из малых медальонов — поясное изображение молодого святого с нимбом вокруг головы. По мнению исследователей, это может быть образ Бориса или Глеба. На одном из больших медальонов изображен крест, вписанный в шестиугольник. На остальных четырех — узор в виде разных вариантов процветшего креста, у которого основание переходит в две поднимающиеся кверху ветки с листьями.
Оплечьем на Руси называли бармы — наплечные и нагрудные украшения великих князей. Их надевали поверх парадной одежды в торжественных случаях.
Первое летописное известие о бармах встречается под 1216 годом, где сказано, что «облечье», шитое золотом, носят все князья. А с 1498 года разновидность этого украшения вошла в число русских монарших регалий — вместе со скипетром, державой, крестом и венцом.