Представленная в экспозиции женская сумочка — по-адыгски «Iалъмэкъ» — датируется концом XIX века. В то время подобные аксессуары вошли в моду в Европе, откуда черкесы и позаимствовали идею нарядного дополнения к женскому костюму. Данная сумочка была сшита вручную и украшена традиционным адыгским золотым шитьем.
Сумочка женская
Время создания
Конец ХIХ века
Техника
Золотое шитье, плетение (бархат, золотная нить).
Коллекция
Выставка
5
Открыть в приложении#1
Сумочка женская
#4
#2
Шитье в культуре адыгов
#5
Шитье было одним из самых важных и распространенных женских ремесел в культуре адыгов. Путешественники и ученые, как российские, так и иностранные, начиная с Х века, часто упоминали этот вид декоративно-прикладного искусства в своих записях. Например, русский офицер и писатель Федор Торнау писал:
«Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах; скорее изорвется материал, чем шов, сделанный их рукой. Серебряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготовляют, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособление».
#3
Упоминания о золотошвейном искусстве сохранились и в старинном адыгском фольклоре. Так, героиня нартского эпоса по имени Сэтэнай была мастерицей по золотому шитью. Согласно легенде, девушка однажды поспорила с шорных дел мастером о том, кто из них сумеет изготовить изделие прекраснее до захода солнца. Сэтэнай стала шить сай, национальное женское адыгское платье, а юноша начал мастерить седло, которое было готово еще до заката. Девушка поняла, что не успеет закончить работу вовремя, и обратилась к солнцу с мольбой. Светило на мгновение замерло, и Сэтэнай успела дошить сай. Когда она сама надела готовое платье, солнце зашло, а юноша признал свое поражение в состязании: так красив был наряд, вышитый золотом.
#7
Узоры
#6
Узоры в адыгском шитье были довольно строгими. Изображения на одежде что-нибудь обязательно символизировали. Например, на подвесках свадебного платья обычно изображали сердце — символ женской головы; ромб — символ груди; уходящие вверх и вниз закругленные ветви — руки и ноги женщины; или трилистник, символизирующий рождение ребенка.
#9
Применение
#8
Золотом вышивали не только одежду — шитьем украшали седла, колчаны, даже мешочки, где хранились пули. Это умение считалось обязательным для адыгских девушек, особенно из знатных семей, поэтому учиться ему начинали с самого раннего детства.
#10
В адыгском золотом шитье вышивка золотыми нитями всегда сочеталась со шнурами, тесьмой, бахромой и другими басонными изделиями. Для исследователей эта уникальная техника является своеобразным «маркером»: в шитье других народов такое сочетание практически не встречается.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Сумочка женская
Время создания
Конец ХIХ века
Техника
Золотое шитье, плетение (бархат, золотная нить).
Коллекция
Выставка
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться