Тучан — традиционная сумка ханты, малочисленного коренного народа, который проживает на севере Западной Сибири. На хантыйском языке эта сумка называется кырых.
С давних времен у каждой женщины-хантыйки был кырых — мешочек для рукоделия. Обычно его шили из лоскутков оленьего меха, но могли также использовать кожу или ткань. Основные детали сумки имели овальную форму, по периметру они соединялись полосой меха и ровдуги — замши из оленьей кожи. Горловина затягивалась шнурком. Украшением такой сумочки служили аппликации, подвески, бахрома, также на ней могли быть меховая и кожаная мозаика, орнамент, бисер и металлические подвески, оберегающие владелицу от воздействия темных сил. Каждая хантыйка украшала сумку по-своему, и потому все они были разными.
Тучан был очень дорогим для женщины предметом. Он переходил от матери к дочери, или же мать шила ей новый к свадьбе. В тучан складывали игольник, нитки, ножницы, бисер, разные цветные ткани. Ханты всегда выбирали невесту не по красоте лица, а по красоте ее шитья. К 13–15 годам каждой девушке положено было иметь несколько меховых сумок. В народных легендах невеста рисуется непременно «одетой в хорошую одежду» и держащей «меховую сумку».
Долгими зимними вечерами хантыйки шили одежду для всей семьи. Ни один кусочек кожи, ткани или меха не пропадал, все складывалось в тучан. Здесь же, в швейной сумке, рядом с иглами и нитями женщина хранила свои амулеты. В тучан складывали даже детские пуповины. Отправляясь на стойбище или в лес, хозяйка не расставалась со своим драгоценным мешком. Даже когда владелица сумки умирала, тучан оставался с ней.
Для украшения сумки каждая хантыйка выбирала свой орнамент — это могли быть лосиные рога, соболиные головы или солнце. Солнце у народов ханты символизирует удачу, счастье и благополучие. Священный орнамент защищали от злых сил подвесками из бисера. Особенно тщательно украшали лицевую часть изделия. По верхнему краю пришивали густую бахрому, которая прикрывала рисунок. Сумку всегда держали затянутой, но без застежки — именно в таком виде она должны была приносить удачу и счастье своей владелице.
С давних времен у каждой женщины-хантыйки был кырых — мешочек для рукоделия. Обычно его шили из лоскутков оленьего меха, но могли также использовать кожу или ткань. Основные детали сумки имели овальную форму, по периметру они соединялись полосой меха и ровдуги — замши из оленьей кожи. Горловина затягивалась шнурком. Украшением такой сумочки служили аппликации, подвески, бахрома, также на ней могли быть меховая и кожаная мозаика, орнамент, бисер и металлические подвески, оберегающие владелицу от воздействия темных сил. Каждая хантыйка украшала сумку по-своему, и потому все они были разными.
Тучан был очень дорогим для женщины предметом. Он переходил от матери к дочери, или же мать шила ей новый к свадьбе. В тучан складывали игольник, нитки, ножницы, бисер, разные цветные ткани. Ханты всегда выбирали невесту не по красоте лица, а по красоте ее шитья. К 13–15 годам каждой девушке положено было иметь несколько меховых сумок. В народных легендах невеста рисуется непременно «одетой в хорошую одежду» и держащей «меховую сумку».
Долгими зимними вечерами хантыйки шили одежду для всей семьи. Ни один кусочек кожи, ткани или меха не пропадал, все складывалось в тучан. Здесь же, в швейной сумке, рядом с иглами и нитями женщина хранила свои амулеты. В тучан складывали даже детские пуповины. Отправляясь на стойбище или в лес, хозяйка не расставалась со своим драгоценным мешком. Даже когда владелица сумки умирала, тучан оставался с ней.
Для украшения сумки каждая хантыйка выбирала свой орнамент — это могли быть лосиные рога, соболиные головы или солнце. Солнце у народов ханты символизирует удачу, счастье и благополучие. Священный орнамент защищали от злых сил подвесками из бисера. Особенно тщательно украшали лицевую часть изделия. По верхнему краю пришивали густую бахрому, которая прикрывала рисунок. Сумку всегда держали затянутой, но без застежки — именно в таком виде она должны была приносить удачу и счастье своей владелице.