Ступа — это старинный инструмент для толчения и растирания чего-либо. В прошлом веке трудно было найти крестьянский дом, где не было бы ступы и ступки. Этот бытовой прибор делали из части ствола дерева крепкой породы. Форма ступы зависела от умения и фантазии мастера, ее изготовившего. Чаще всего она имела в основании круг, несколько выступающий по отношению к стенкам — это делало ступу достаточно устойчивой.
Чем тяжелее был этот рабочий инструмент, тем проще в нем было выполнять трудоемкие операции по переработке сельскохозяйственного сырья. В ступах очищали от оболочки зерна пшеницы, ржи, овса. Толкли стебли льна, готовый холст и пряжу — так она становилась мягче. Мастера по сукну мяли в ступе шерстяную ткань, а кожевники — дубовую и ивовую кору для дубления кож.
Распространены были не только одинарные ступы, но и двойные, выдолбленные с двух концов. Одну часть использовали для зерна, другую, более мелкую, для табака. Мужики сеяли табак, сушили, в специальных корытцах рубили, а потом толкли.
К ступе из куска цельного дерева вырезался пест — им, собственно, и проталкивали содержимое. Пест мог достигать целого метра в длину, один его конец обивали железом. Посредине этого инструмента делалась перемычка-перехват: его было удобно брать рукой, и она не скользила.
Кроме больших ступ в хозяйствах были и маленькие, чаще всего чугунные, для растирания соли, зерна и других продуктов. Такие используются многими хозяйками до сих пор даже на современных кухнях.
По народным представлениям, ступа и пест символизировали соединение мужского и женского начал, и потому их использовали в свадебных обрядах. Известный русский этнограф Дмитрий Зеленин писал, что сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя ступу, чтобы сватовство было удачным. Так же трижды обводили потом невесту в церкви вокруг алтаря.
Иногда с помощью ступы испытывали характер молодой невестки: наливали в эту емкость воды и давали ей толочь до тех пор, пока не выплещет всю жидкость. Так появилось устойчивое сочетание «толочь воду в ступе» — делать бесполезную работу.
Чем тяжелее был этот рабочий инструмент, тем проще в нем было выполнять трудоемкие операции по переработке сельскохозяйственного сырья. В ступах очищали от оболочки зерна пшеницы, ржи, овса. Толкли стебли льна, готовый холст и пряжу — так она становилась мягче. Мастера по сукну мяли в ступе шерстяную ткань, а кожевники — дубовую и ивовую кору для дубления кож.
Распространены были не только одинарные ступы, но и двойные, выдолбленные с двух концов. Одну часть использовали для зерна, другую, более мелкую, для табака. Мужики сеяли табак, сушили, в специальных корытцах рубили, а потом толкли.
К ступе из куска цельного дерева вырезался пест — им, собственно, и проталкивали содержимое. Пест мог достигать целого метра в длину, один его конец обивали железом. Посредине этого инструмента делалась перемычка-перехват: его было удобно брать рукой, и она не скользила.
Кроме больших ступ в хозяйствах были и маленькие, чаще всего чугунные, для растирания соли, зерна и других продуктов. Такие используются многими хозяйками до сих пор даже на современных кухнях.
По народным представлениям, ступа и пест символизировали соединение мужского и женского начал, и потому их использовали в свадебных обрядах. Известный русский этнограф Дмитрий Зеленин писал, что сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя ступу, чтобы сватовство было удачным. Так же трижды обводили потом невесту в церкви вокруг алтаря.
Иногда с помощью ступы испытывали характер молодой невестки: наливали в эту емкость воды и давали ей толочь до тех пор, пока не выплещет всю жидкость. Так появилось устойчивое сочетание «толочь воду в ступе» — делать бесполезную работу.