В меховой сумке, или меховом мешке, жители тундры хранили и перевозили домашний скарб: одежду, орудия труда, рукоделие, предметы культа и многое другое.
Первоначально меховые сумки шили из шкурок лисицы, песца, бобра, белки, куницы, соболя, горностая. Народы, кочевавшие на побережье, использовали для мешков шкуры тюленя или нерпы. Части изделия между собой соединяли с помощью ниток из сухожилий животных.
Постепенно становились популярны мешки, сшитые из камуса — шкуры с нижной части ног оленя, — а также из шкуры с оленьих лбов. Это было связано с развитием в тундре крупнотабунного оленеводства.
Различали три основных типа ненецких сумок: пад, туця (тучейка) и падко.
Падко была самой маленькой по размеру сумкой. Она завязывалась парой ровдужных завязок. В падко хранили сукно, сухожильные нитки, пуговицы, мелкие домашние вещи.
Пад представлял собой большую и вытянутую горизонтально сумку. Она закрывалась с помощью парных ремешков из ровдуги — выделанной кожи. В паде хранили одежду, меховую женскую и мужскую обувь, шкурки пушных зверей. Иногда в него складывали древесные стружки, меховые лоскуты, перо птицы. Обычно сумка служила долго — до 40–50 лет.
Туця называли небольшую вертикальную сумку овальной формы. Сверху она затягивалась ровдужной вздержкой — тесемкой, продернутой через отверстия в горловине туця. В ней женщины хранили швейные принадлежности: кусочки камуса, сухожилия, ножницы. У хозяйки чума туця всегда была под рукой, поэтому изнашивалась очень быстро. В коллекции музея представлена именно такая сумка для рукоделия.
Для изготовления туця брали две шкурки, снятые с головы оленя, — оленьи лбы. Их сшивали при помощи полоски меха или ровдуги. Она же образовывала бока, дно и устье сумки. Нижние углы сумки закругляли.
В отличие от пад, у туця украшали и переднюю, и заднюю стенки. Передняя сторона была светлой, задняя — темной. Орнамент вставляли одинаковый с обеих сторон, но делали его контрастным. Самым распространенным узором был геометрический, который сшивали из кусочков белого и темного меха. Это могли быть «головки» — линия треугольников с повернутой вниз вершиной, узоры, составленные из косых крестов и означающие «оленьи рога», и другие. В швы часто вставляли полоски цветного сукна. Устье сумки не украшали.
Глазные отверстия на оленьих лбах зашивали полосками меха и кантом из сукна, предпочитали красный, желтый, зеленый цвета. На место глазниц иногда вставляли треугольники меха с полосками сукна. По краям сумки пришивали кисточки как оберег от слепоты и глухоты.
Первоначально меховые сумки шили из шкурок лисицы, песца, бобра, белки, куницы, соболя, горностая. Народы, кочевавшие на побережье, использовали для мешков шкуры тюленя или нерпы. Части изделия между собой соединяли с помощью ниток из сухожилий животных.
Постепенно становились популярны мешки, сшитые из камуса — шкуры с нижной части ног оленя, — а также из шкуры с оленьих лбов. Это было связано с развитием в тундре крупнотабунного оленеводства.
Различали три основных типа ненецких сумок: пад, туця (тучейка) и падко.
Падко была самой маленькой по размеру сумкой. Она завязывалась парой ровдужных завязок. В падко хранили сукно, сухожильные нитки, пуговицы, мелкие домашние вещи.
Пад представлял собой большую и вытянутую горизонтально сумку. Она закрывалась с помощью парных ремешков из ровдуги — выделанной кожи. В паде хранили одежду, меховую женскую и мужскую обувь, шкурки пушных зверей. Иногда в него складывали древесные стружки, меховые лоскуты, перо птицы. Обычно сумка служила долго — до 40–50 лет.
Туця называли небольшую вертикальную сумку овальной формы. Сверху она затягивалась ровдужной вздержкой — тесемкой, продернутой через отверстия в горловине туця. В ней женщины хранили швейные принадлежности: кусочки камуса, сухожилия, ножницы. У хозяйки чума туця всегда была под рукой, поэтому изнашивалась очень быстро. В коллекции музея представлена именно такая сумка для рукоделия.
Для изготовления туця брали две шкурки, снятые с головы оленя, — оленьи лбы. Их сшивали при помощи полоски меха или ровдуги. Она же образовывала бока, дно и устье сумки. Нижние углы сумки закругляли.
В отличие от пад, у туця украшали и переднюю, и заднюю стенки. Передняя сторона была светлой, задняя — темной. Орнамент вставляли одинаковый с обеих сторон, но делали его контрастным. Самым распространенным узором был геометрический, который сшивали из кусочков белого и темного меха. Это могли быть «головки» — линия треугольников с повернутой вниз вершиной, узоры, составленные из косых крестов и означающие «оленьи рога», и другие. В швы часто вставляли полоски цветного сукна. Устье сумки не украшали.
Глазные отверстия на оленьих лбах зашивали полосками меха и кантом из сукна, предпочитали красный, желтый, зеленый цвета. На место глазниц иногда вставляли треугольники меха с полосками сукна. По краям сумки пришивали кисточки как оберег от слепоты и глухоты.