Вещевые сумки под названием «хир», большие и вытянутые по горизонтали, использовали во время кочевания как своеобразные чемоданы. В них ханты хранили мягкие вещи, меховую одежду и домашнюю обувь. Для уличной обуви сумки изготавливали совсем другие — из плотного сукна и вытянутые по вертикали.
Касланием называют перекочевку всего стойбища вместе с оленями в поисках новых богатых угодий. Каслать необходимо потому, что олени не могут пастись долго на одних и тех же пастбищах, им не хватает пищи. Также постоянные переезды связаны с климатом: зимой оленеводы перебираются в южные районы, а летом кочуют на север, поближе к морю и подальше от гнуса.
Чаще всего хир шили из короткошерстной прочной шкуры, взятой с лобной части головы оленя. Верх состоял из полосы ровдуги — выделанной кожи, — которая занимала примерно треть всей сумки и затягивалась специальными завязками.
У таких крупных сумок украшали только переднюю стенку. В одних случаях использовали две-четыре широкие ленты с геометрическим орнаментом, которые отделяли друг от друга полосками либо светлого и темного камуса, либо окрашенной оленьей кожи. Разделительных полосок могло быть от одной до пяти, в зависимости от количества менялась их ширина. Вертикальные полоски сверху и снизу окаймляли контрастным мехом или кожей, а иногда узорной лентой.
В других случаях переднюю стенку сумки декорировали и геометрическими узорами и стилизованными изображениями. Он состоял из простых элементов: уголков, прямых и косых крестов, ромбов — и чаще всего символизировал животный мир Севера.
Например, орнамент «заячьи уши» представлял собой схематично изображенную голову зайца, «локоть лисы» — согнутую в беге лисью лапку, «след белки» повторял цепочку следов на снегу. Иногда нашивали более сложные стилизованные изображения — «человек на лошади», «кедровая шишка» и другие.
Украсить мешок могли и в обеих техниках сразу. Тогда между зонами со стилизованными изображениями вшивали узорные ленты или полосы с чередующимися темно-белыми квадратиками.
Со временем ханты усовершенствовали декор этого вида сумок. Часто лобные шкурки оформляли в виде узорной мозаики — и так мешок получался полностью орнаментированным. Для этого использовали только летние шкуры.
Касланием называют перекочевку всего стойбища вместе с оленями в поисках новых богатых угодий. Каслать необходимо потому, что олени не могут пастись долго на одних и тех же пастбищах, им не хватает пищи. Также постоянные переезды связаны с климатом: зимой оленеводы перебираются в южные районы, а летом кочуют на север, поближе к морю и подальше от гнуса.
Чаще всего хир шили из короткошерстной прочной шкуры, взятой с лобной части головы оленя. Верх состоял из полосы ровдуги — выделанной кожи, — которая занимала примерно треть всей сумки и затягивалась специальными завязками.
У таких крупных сумок украшали только переднюю стенку. В одних случаях использовали две-четыре широкие ленты с геометрическим орнаментом, которые отделяли друг от друга полосками либо светлого и темного камуса, либо окрашенной оленьей кожи. Разделительных полосок могло быть от одной до пяти, в зависимости от количества менялась их ширина. Вертикальные полоски сверху и снизу окаймляли контрастным мехом или кожей, а иногда узорной лентой.
В других случаях переднюю стенку сумки декорировали и геометрическими узорами и стилизованными изображениями. Он состоял из простых элементов: уголков, прямых и косых крестов, ромбов — и чаще всего символизировал животный мир Севера.
Например, орнамент «заячьи уши» представлял собой схематично изображенную голову зайца, «локоть лисы» — согнутую в беге лисью лапку, «след белки» повторял цепочку следов на снегу. Иногда нашивали более сложные стилизованные изображения — «человек на лошади», «кедровая шишка» и другие.
Украсить мешок могли и в обеих техниках сразу. Тогда между зонами со стилизованными изображениями вшивали узорные ленты или полосы с чередующимися темно-белыми квадратиками.
Со временем ханты усовершенствовали декор этого вида сумок. Часто лобные шкурки оформляли в виде узорной мозаики — и так мешок получался полностью орнаментированным. Для этого использовали только летние шкуры.