Ступа (с пестом) — приспособление для изготовления круп из неочищенных зёрен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см, глубина — 50 см, диаметр — 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается.
В старину ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. В народном сознании ступа с пестом имела мифологическую символику. Она осмыслялась как соитие, соединение мужского и женского начала. До сих пор неповоротливую женщину называют в русских деревнях ступой, а нерасторопного застенчивого мужика — пестом.
Широко использовали ступу и в народной медицине. Так, крестьяне верили, что в ступе можно истолочь болезнь или «перетолочь» больное животное на здоровое; иногда пытались «заморить» лихорадку под ступой и т. д.
Для изготовления ступы, использовалось полено крепкого дерева березы иногда дуба, в основном это нижняя часть ствола без сучков. Внутри полена выдалбливали конусом углубление глубиной 60-70 сантиметров. И это обязательное условие, ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей. К ступе изготавливали пест, из отрезка крепкого дерева. Нижняя часть песта, была такого же диаметра, как и дно углубления в ступе. Ни в одной сельской хате нельзя было сварить каши без ступы. Ступа нужна, что бы зерно гречихи очистить от шелухи, из проса получить пшено, а так же чтоб очистить овес от шелухи. В ступу засыпали зерно, и толкли пестом. К этой работе приучали с детских лет. Для взрослого не удобно было пользоваться ступой, поскольку она была высотой ниже стола, и нужно было сгибаться. А для подростков, деревенских девчонок в самый раз.
Ранней весной заканчивалось мясо, и в основном ели кашу. Толочь зерно в ступе процесс нудный, однообразный и требует терпения. Начинать нужно медленно постепенно, чтобы не разбросать зерно вокруг ступы. Когда в ступе начинает появляться шелуха, пестом можно начинать ударять посильнее. В процессе, извлекали пест из ступы и рукой проверяли сколько зерен в шелухе сколько очищенных. Нельзя было например натолочь зерна на всю неделю. Это был каждодневный труд, приготовление себе пропитания. Очищенное зерно на 95 процентов высыпали из ступы в ведро. Ступу переворачивали вверх дном, и пест ставили в угол. Брали ведро с зерном, и выходили во двор. На землю стелилась какая-либо ткань, и веяли зерно от шелухи на ветру. Чистую крупу собирали в посуду, промывали водой. А в доме уже в печи грелось коровье молоко. В кипящий чугунок с молоком засыпали крупу и валили. Потом еще немного томили в печи. И получалась каша сладкой и вкусной даже без добавления сахара. Поскольку домашнее молоко содержит все необходимые элементы.
В старину ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. В народном сознании ступа с пестом имела мифологическую символику. Она осмыслялась как соитие, соединение мужского и женского начала. До сих пор неповоротливую женщину называют в русских деревнях ступой, а нерасторопного застенчивого мужика — пестом.
Широко использовали ступу и в народной медицине. Так, крестьяне верили, что в ступе можно истолочь болезнь или «перетолочь» больное животное на здоровое; иногда пытались «заморить» лихорадку под ступой и т. д.
Для изготовления ступы, использовалось полено крепкого дерева березы иногда дуба, в основном это нижняя часть ствола без сучков. Внутри полена выдалбливали конусом углубление глубиной 60-70 сантиметров. И это обязательное условие, ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей. К ступе изготавливали пест, из отрезка крепкого дерева. Нижняя часть песта, была такого же диаметра, как и дно углубления в ступе. Ни в одной сельской хате нельзя было сварить каши без ступы. Ступа нужна, что бы зерно гречихи очистить от шелухи, из проса получить пшено, а так же чтоб очистить овес от шелухи. В ступу засыпали зерно, и толкли пестом. К этой работе приучали с детских лет. Для взрослого не удобно было пользоваться ступой, поскольку она была высотой ниже стола, и нужно было сгибаться. А для подростков, деревенских девчонок в самый раз.
Ранней весной заканчивалось мясо, и в основном ели кашу. Толочь зерно в ступе процесс нудный, однообразный и требует терпения. Начинать нужно медленно постепенно, чтобы не разбросать зерно вокруг ступы. Когда в ступе начинает появляться шелуха, пестом можно начинать ударять посильнее. В процессе, извлекали пест из ступы и рукой проверяли сколько зерен в шелухе сколько очищенных. Нельзя было например натолочь зерна на всю неделю. Это был каждодневный труд, приготовление себе пропитания. Очищенное зерно на 95 процентов высыпали из ступы в ведро. Ступу переворачивали вверх дном, и пест ставили в угол. Брали ведро с зерном, и выходили во двор. На землю стелилась какая-либо ткань, и веяли зерно от шелухи на ветру. Чистую крупу собирали в посуду, промывали водой. А в доме уже в печи грелось коровье молоко. В кипящий чугунок с молоком засыпали крупу и валили. Потом еще немного томили в печи. И получалась каша сладкой и вкусной даже без добавления сахара. Поскольку домашнее молоко содержит все необходимые элементы.