Дорога Мужества, Осколяночка — так называли железную дорогу Старый Оскол — Ржава, строительство которой имело важнейшее стратегическое значение при подготовке к Курской битве. 217 — именно такой номер был присвоен этому важному строительному объекту протяженностью всего 95 км. После ввода дороги в эксплуатацию время доставки грузов к линии фронта было уменьшено практически на двое суток.
Постановление о строительстве дороги было принято ГКО 8 июня 1943 года, а 15 июня первые трудовые отряды приступили к возведению путей. Две трети участка (68 км) нужно было построить заново, а 27 км предстояло реконструировать из старой одноколейки, расположенной в районе Курской магнитной аномалии. На работы было отведено 2 месяца, но дорога была построена всего за 32 дня.
В строительстве приняли участие 25 тысяч человек. За этими сухими цифрами стоят реальные люди, которые не щадя своих сил работали по 20 часов в сутки. Основная масса — женщины и подростки, 20 тысяч человек. На их долю пришлось возведение насыпей. При норме в 3,5 куба они укладывали 4, 5 и даже 6 кубометров. И это при нехватке еды и отсутствии даже самых простых инструментов, временами землю приходилось носить даже в фартуках.
Страшнее всего были бомбежки. Немцы регулярно бомбили район строительства, но, казалось, этим только добавляли сил и ненависти к врагу — строительство шло умноженными темпами, работа велась в две смены.
Кроме гражданского населения на объект прибыли специальные формирования Наркомата путей сообщения, три железнодорожные бригады, два автобатальона, две тысячи красноармейцев из запасных частей. Но главным участником строительства по-прежнему было мирное население. Дети 13—14 лет приписывали себе по два-три года, чтобы внести свой скромный вклад в победу. Просто потому, что знали: их помощь нужна отцам, братьям и всем тем, кто был непосредственно на передовой.
17 июля 1943 года были завершены основные работы, а уже 19-го по дороге прошел первый поезд. За месяц с небольшим было проложено 168 км железнодорожных путей, 48 сооружений, 8 остановочных пунктов. На фронт везли личный состав, технику, оружие, боеприпасы, горючее, продовольствие, фураж, а обратно отправляли раненых.
Проложенные железнодорожные пути оказались почти на 150 км короче, чем действующая автомобильная дорога, это дало возможность существенно сократить сроки подвоза. Воронежский фронт получил самостоятельную инженерную коммуникацию, выход на железнодорожный участок Ржава — Обоянь и дорогу Белгород — Курск.
306 человек были отмечены правительственными наградами.
Постановление о строительстве дороги было принято ГКО 8 июня 1943 года, а 15 июня первые трудовые отряды приступили к возведению путей. Две трети участка (68 км) нужно было построить заново, а 27 км предстояло реконструировать из старой одноколейки, расположенной в районе Курской магнитной аномалии. На работы было отведено 2 месяца, но дорога была построена всего за 32 дня.
В строительстве приняли участие 25 тысяч человек. За этими сухими цифрами стоят реальные люди, которые не щадя своих сил работали по 20 часов в сутки. Основная масса — женщины и подростки, 20 тысяч человек. На их долю пришлось возведение насыпей. При норме в 3,5 куба они укладывали 4, 5 и даже 6 кубометров. И это при нехватке еды и отсутствии даже самых простых инструментов, временами землю приходилось носить даже в фартуках.
Страшнее всего были бомбежки. Немцы регулярно бомбили район строительства, но, казалось, этим только добавляли сил и ненависти к врагу — строительство шло умноженными темпами, работа велась в две смены.
Кроме гражданского населения на объект прибыли специальные формирования Наркомата путей сообщения, три железнодорожные бригады, два автобатальона, две тысячи красноармейцев из запасных частей. Но главным участником строительства по-прежнему было мирное население. Дети 13—14 лет приписывали себе по два-три года, чтобы внести свой скромный вклад в победу. Просто потому, что знали: их помощь нужна отцам, братьям и всем тем, кто был непосредственно на передовой.
17 июля 1943 года были завершены основные работы, а уже 19-го по дороге прошел первый поезд. За месяц с небольшим было проложено 168 км железнодорожных путей, 48 сооружений, 8 остановочных пунктов. На фронт везли личный состав, технику, оружие, боеприпасы, горючее, продовольствие, фураж, а обратно отправляли раненых.
Проложенные железнодорожные пути оказались почти на 150 км короче, чем действующая автомобильная дорога, это дало возможность существенно сократить сроки подвоза. Воронежский фронт получил самостоятельную инженерную коммуникацию, выход на железнодорожный участок Ржава — Обоянь и дорогу Белгород — Курск.
306 человек были отмечены правительственными наградами.