Столик с личными вещами основателя первой провинциальной школы живописи в России Александра Ступина является частью интерьера художника, воссозданного по картине профессора Николая Алексеева. На полотне Ступин изображен в своей мастерской.
Впервые туалетный столик появился во Франции в эпоху Барокко, которая была в XVIII веке. В это время там господствовал парад роскошных туалетов: изысканные утренние одежды сменяли на шикарное платье для прогулки, которое в свою очередь уступало место пышному и роскошному бальному наряду. Частая смена туалетов и положила начало запуску производства туалетных столиков. Подобный предмет мебели сразу решал несколько задач: теперь у человека было место, где можно было бы не только умываться, но и менять туалеты, и приводить себя в порядок.
Новое изобретение оценили многие представители в основном высшего общества. Постепенно вместо зеркала с парой ящиков и посуды для умывания в спальнях появлялись изящные туалеты. Впрочем, поначалу туалетные столики были похожи на письменные. Иногда даже он выполнял обе функции одновременно: в ящики и полки могли складывать и перья с бумагой, а также средства по уходу за лицом и телом. Туалетные столы были обязательной частью как женского, так и мужского обихода.
Столик изготовлен из розового дерева — древесины, которую получали от субтропического дерева из рода Дальбергия. Оно произрастает исключительно в Бразилии. Древесина розового дерева характеризуется необычной окраской: от желтой до розовой с красным рисунком и запахом розы.
На туалетном столике располагаются несколько предметов. Среди них — учебное пособие «Голова женщины», которое использовали в Арзамасской школе живописи Ступина. Методику художественного образования он строил по образцу Санкт-Петербургской академии художеств. За основу Ступин брал копирование оригиналов, которыми служили гравюры русских и западноевропейских мастеров, а также рисование скульптур и работа с натурой.
Кроме того, на столе стоит фарфоровая кружка из личных вещей Ступина. Она расписана яркими букетами цветов и надписью: «Дарю вашего аньгела въдень». Рядом лежит книга «Природа, зеркало благости и премудрости творца» в переводе писателя, педагога и этнографа Дмитрия Дмитревского — прижизненное для переводчика и единственное издание. Это вторая часть (из двух) редкого анонимного натурфилософского сочинения невыясненного автора.
Также на столике мы видим письменный прибор, который входит в коллекцию личных вещей Александра Ступина. Чернильный прибор занимал центральное место на письменном столе XIX века. При его помощи осуществляли деловую переписку, оформляли документы и записывали расходы.
На первом плане можно увидеть пригласительный билет на доклад библиофила и историка искусства Петра Корнилова «Новые работы художника П. Веденецкого (Из истории Арзамасской школы живописи)», который состоялся в Государственном Русском музее 23 сентября 1943 года.