С фильма «Стенька Разин» («Понизовая вольница») начинается история отечественного художественного кино. Сюжетом картины послужил фрагмент одноименной пьесы Василия Михайловича Гончарова, в свою очередь вдохновлённой темой известной песни. Фильм был снят по инициативе и при активном участии владельца «Первой в России фабрики кинематографов и лент для живой, поющей и говорящей фотографии» Александра Осиповича Дранкова (1886—1949), одного из пионеров отечественной кинематографической школы. Лента была непродолжительной — чуть больше 6 минут, но уже заявила о себе масштабностью съёмки: в процессе было задействовано около 150 облачённых в костюмы человек, которые участвовали в массовке. Работа осуществлялась в условиях естественного освещения на озере Разлив, впервые был осуществлён опыт использования технических возможностей кино — наезда камерой и монтажа.
Стенька Разин
Время создания
1908
Место создания
Санкт-Петербург, Лит. И. Кадушкина
Размер
103x69 см
Техника
хромолитография
Выставка
8
Открыть в приложении#2
#3
Премьера картины прошла 15 октября 1908 года в театре «Аквариум» в Санкт-Петербурге, сопровождалась продуманной рекламной компанией, была отмечена небольшим скандалом (по поводу непризнанных авторских прав автора пьесы), и положительными отзывами в прессе. Успех сопутствовал ленте и далее.
#8
«Показ фильма сопровождался мощным исполнением популярной народной песни „Стенька Разин“, которую пел большой синодальный хор в сопровождении специально написанной для этого случая музыки композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, который сам дирижировал и хором, и оркестром во время этого запомнившегося мне киносеанса в Манеже, когда впервые в Москве, да, вероятно, и в России, кинокартину смогли одновременно посмотреть несколько сот человек».
Из воспоминаний одного из зрителей — режиссёра и оператора Николая Дмитриевича Анощенко
#4
Автором плаката к фильму был художник-карикатурист Павел (Поль) Ассатуров, тонко понимавший лубочную природу иллюстрируемого сюжета, и виртуозно использовавший приёмы беглого рисунка для фиксации кульминационных сцен фильма. Во многом первый опыт создания рекламы к фильму оказал воздействие на стиль оформления последующих плакатов раннего отечественного немого кино.
читать дальшескрыть
Стенька Разин
Время создания
1908
Место создания
Санкт-Петербург, Лит. И. Кадушкина
Размер
103x69 см
Техника
хромолитография
Выставка
8
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться