Ши-цза или ши-дза представляет собой китайского льва. Это традиционное, обычно скульптурное и парное изображение мифического льва-стража (иногда — собаки или оленя). Их устанавливали перед воротами императорских усыпальниц, правительственных резиденций, административных зданий и культовых сооружений императорского Китая.
Такой обычай возник приблизительно со времен династии Хань. В настоящее время подобные львы являются атрибутами буддийских храмов в Восточной Азии (Китай, Корея, Япония) и Центральной Азии (Монголия и Россия), а также синтоистских святилищ.
Традиционно львов-стражей располагают парой по обеим сторонам входа в святилище. При этом по правую руку обычно устанавливают льва, по левую — львицу. Отличить их довольно просто, несмотря на кажущуюся на первый взгляд идентичность.
Основной признак можно заметить и в экспонате Кяхтинского краеведческого музея. Лев придерживает лапой шар, который в буддийской традиции трактуется как тама — сокровище, символ буддийского знания, он несет свет во тьму и может исполнять желания. Львица обычно изображается со львенком у лапы — символ рождения, процветающего потомства.
В парной композиции встречаются фигуры с открытой и закрытой пастью. Трактуют это по-разному: как символ рождения и смерти; как символ открытости к добрым помыслам и неприятия злых; как визуальное обозначение первой и последней букв санскритского алфавита («а» и «у»). Открытая пасть должна отпугивать злых демонов, закрытая — удерживать и защищать добрых. В экспозиции Кяхтинского музея у обоих львов разинуты рты, таким образом, они отпугивают злых демонов.
Считается, что во время правления третьего императора Чжан-ди в Восточной Хань в 87 году король Парфии преподнес ему льва. На следующий год в качестве подарка привезли еще одно животное из Центральной Азии, страны, известной как Юэчжи. Самые ранние каменные львы были сделаны именно во время существования империи Восточная Хань (25–220 годы), в период появления в древнем Китае буддизма.
Сувенирные львы XIX столетия из собрания Кяхтинского краеведческого музея удалось приобрести в 1978 году. Их продала жительница села Хоронхой (Кяхтинский район). Они использовались как подсвечники.