Одним из древнейших искусств Китая является резьба по камню, возраст его насчитывает более четырех тысячелетий. Секреты этого искусства бережно хранятся китайскими мастерами, им одним известно, как из простейшего булыжника получить тончайшей резьбы произведение прикладного искусства. Для резьбы искусные китайские камнерезы использовали яшму, нефрит и близкий ему по расцветке жадеит. С древности мастеров привлекали разнообразием красок, твердостью и звонкостью материала агат, халцедон, бирюза, горный хрусталь, аметист, коралл.
Известно, что из всех драгоценных и полудрагоценных камней китайские мастера отдавали предпочтение нефриту. Старая китайская пословица гласит:Статуэтка «Старик с рыбкой»
Золото имеет цену, нефрит же бесценен.
Цвет нефрита разнообразен: от бело-молочного до темно-зеленого. Из нефрита делали императорские регалии, знаки отличия чиновников, декоративные вещи, украшения, чаши для вина. В древности китайцы считали нефрит священным камнем и использовали его в различных ритуалах. Но почитание нефрита в Китае объясняется еще и тем, что этот твердый камень с трудом поддается обработке.
Китайские мастера любили также яшму, которая считалась воплощением творческой силы неба и всех человеческих добродетелей. В древности круглые яшмовые диски как символы неба и квадратные пластины как символы земли использовались в религиозных церемониях. Из этого камня делали ритуальное оружие, служебные регалии, украшения и маски; кусочек яшмы вкладывали в рот покойному, а его одежду скрепляли яшмовыми застежками. Обязательной принадлежностью императора и его приближенных была яшмовая печать.
Популярным камнем был и агальматолит (китайский жировик или мыльный камень), из которого делали декоративные и бытовые вещи. В ювелирном деле также использовались халцедоны и агат, они шли на производство ювелирных украшений, флакончиков для косметики и лекарств.
Китайского резчика издревле отличало отношение к материалу. Если на Западе камень прежде всего ценился за его ровную окраску и прозрачность, китайских мастеров привлекала причудливость естественной расцветки камня и его природная форма. Именно они вдохновляли китайского мастера на создание самой изысканной композиции. Поэтому, выбирая кусок породы, он долго изучал его форму и направление жилок, стараясь впоследствии использовать каждое пятно и прослойку.