Икона «Спас Вседержитель» — единственный мемориальный предмет, сохранившийся от последних владельцев городской усадьбы Билибиных-Чистоклетовых, в которой с 1970 года располагается Калужский музей изобразительных искусств.
Купцы-старообрядцы Чистоклетовы приобрели эту усадьбу у Билибиных в начале 1860-х годов. Самый известный представитель этой семьи — Григорий Григорьевич Чистоклетов, калужский краевед, библиофил и нумизмат, потомственный почетный гражданин. Икона принадлежала его младшей сестре Антонине Григорьевне Чистоклетовой. На обороте иконной доски сохранилась надпись чернилами «Антонина Чистоклетова».
О ней известно только, что она в 1877 году окончила Калужскую гимназию, после смерти брата ей и ее сестре принадлежала усадьба. Известно, что после 1917 года сестры уехали в Москву. Сохранившаяся в доме икона была отдана в краеведческий музей, а в 1975 году передана в Калужский областной художественный музей.
Икона «Спас Вседержитель» из собрания музея — поясной вариант изображения благословляющего Христа традиционной иконографии. Это один из самых распространенных образов в иконографии Христа. Образ Пантократора занимает главное место в храме: его помещают в центральном куполе, на алтарной стене или в центре деисусной композиции иконостаса. От него пошло поясное изображение, которое было более распространено в иконописи и в России получило название «Спас Вседержитель».
Эта иконографическая схема изображения Христа сохранилась до XX века почти без изменений. На представленной иконе Иисус Христос изображен в фас на ярко-оранжевом фоне, обрамленном красным узорчатым бордюром. Лик Христа темного вохрения эффектно выделяется на фоне серебряного крестчатого нимба с надписью «Сущий». Темно-красный хитон украшен крупным узором, мотив которого характерен для тканей XVIII века. Зеленый клавий и гимантий с белыми пробелами оттеняют насыщенный красный тон хитона и сочетаются с декоративным звучанием фона. Икона исполнена в традиционной академической манере с барочными элементами, которые проявляются в колорите иконы и декоративной отделке одежды Христа, обреза кодекса Евангелия, поля иконы.