В православной церкви образ Спаса Нерукотворного считается одним из наиболее известных и почитаемых. Спас на убрусе (на плате), Нерукотворный образ Иисуса Христа, Мандилион — эти названия относятся к первой иконе Спасителя, представляющей Его лик на ткани (убрусе) или чрепии (черепице).
Иконографическая схема Спаса Нерукотворного восходит к древнему апокрифическому преданию. Согласно ему, правитель древней Эдессы (в наши дни это область на границе Сирии и Турции) Авгарь V заболел проказой. Понимая, что спасти его может только чудо, он послал своего слугу Анания передать Иисусу Христу письмо с просьбой исцелить его. Ананий был искусным художником, поэтому правитель поручил ему написать портрет Спасителя и принести его в Эдессу, если Он не пожелает прийти. Оказавшись в толпе, которая окружала Иисуса, Ананий никак не мог нарисовать Его. Зная намерения художника, Христос омыл лицо водой и отер платом, на котором возникло Его изображение.
Ананий доставил ткань домой, и, прикоснувшись к нему, Авгарь исцелился. Правитель принял святое крещение вместе со многими жителями Эдессы, а плат с ликом Спасителя велел поместить в нише над городскими воротами. Этот образ стали именовать «Спасом Нерукотворным».
По преданию, после взятия Византией Эдессы образ Христа проступил на черепице — кирпичах, которые скрывали нишу с иконой Нерукотворного Спаса. В 944 году образ оказался в Константинополе. Его водрузили над Золотыми воротами. Из Византии многочисленные списки иконы разошлись по всему свету.
Икона Спаса Нерукотворного в русской традиции является самым распространенным образом Христа. Его лик либо вписывают в нимб, либо изображают на убрусе. Иногда ткань держат ангелы, как на образе из коллекции Томского музея.
Древние описи икон храмов Томской епархии указывают, что в ведении каждой церкви непременно пребывал образ Спаса Нерукотворного. Памятник из собрания музея, как предполагают специалисты, создан московскими мастерами для местного храма. Везти большие и тяжелые иконные доски для строящихся церквей за тысячи верст бездорожья было невозможно. Поэтому еще до образования Сибирской епархии в 1640 году московские государи отправляли в Сибирь иконников, которые на месте писали образы для местных церквей.
Иконографическая схема Спаса Нерукотворного восходит к древнему апокрифическому преданию. Согласно ему, правитель древней Эдессы (в наши дни это область на границе Сирии и Турции) Авгарь V заболел проказой. Понимая, что спасти его может только чудо, он послал своего слугу Анания передать Иисусу Христу письмо с просьбой исцелить его. Ананий был искусным художником, поэтому правитель поручил ему написать портрет Спасителя и принести его в Эдессу, если Он не пожелает прийти. Оказавшись в толпе, которая окружала Иисуса, Ананий никак не мог нарисовать Его. Зная намерения художника, Христос омыл лицо водой и отер платом, на котором возникло Его изображение.
Ананий доставил ткань домой, и, прикоснувшись к нему, Авгарь исцелился. Правитель принял святое крещение вместе со многими жителями Эдессы, а плат с ликом Спасителя велел поместить в нише над городскими воротами. Этот образ стали именовать «Спасом Нерукотворным».
По преданию, после взятия Византией Эдессы образ Христа проступил на черепице — кирпичах, которые скрывали нишу с иконой Нерукотворного Спаса. В 944 году образ оказался в Константинополе. Его водрузили над Золотыми воротами. Из Византии многочисленные списки иконы разошлись по всему свету.
Икона Спаса Нерукотворного в русской традиции является самым распространенным образом Христа. Его лик либо вписывают в нимб, либо изображают на убрусе. Иногда ткань держат ангелы, как на образе из коллекции Томского музея.
Древние описи икон храмов Томской епархии указывают, что в ведении каждой церкви непременно пребывал образ Спаса Нерукотворного. Памятник из собрания музея, как предполагают специалисты, создан московскими мастерами для местного храма. Везти большие и тяжелые иконные доски для строящихся церквей за тысячи верст бездорожья было невозможно. Поэтому еще до образования Сибирской епархии в 1640 году московские государи отправляли в Сибирь иконников, которые на месте писали образы для местных церквей.