Икона «Спас Нерукотворный» была передана в Мурманский областной художественный музей в составе коллекции из 52 икон, вывезенных в аварийном состоянии из разрушающегося здания закрытой церкви в селе Ковда. Село находится в устье одноименной реки, впадающей в Кандалакшский залив Белого моря. Оно долгое время являлось крупным и важным торговым портом, известным как на севере Руси, так и в Скандинавии. Ковда относилась к вотчине Соловецкого монастыря, и, предположительно, иконостас храма писался в едином стиле приглашенными из монастыря мастерами. Церковь, чья постройка датируется началом XVIII века, была освящена в честь Святителя Николая, чей образ пользуется исключительной популярностью на Севере.
Икона «Спас Нерукотворный» из собрания музея представляет собой каноническое изображение образа Христа на отрезе ткани — убрусе — и почитается церковью как первая икона Иисуса Христа. Из самого названия становится понятно, что образ рожден не руками мастера и без помощи привычных материалов. По преданию, страдавший неизлечимой болезнью царь Эдессы Авгарь V послал художника изобразить Христа. Художник потерпел неудачу. Тогда Христос умыл лицо, отер платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой. Лик, чудесно запечатленный на убрусе (полотне), был послан царю Авгарю с апостолом Фаддеем, исцелившим царя прикосновением к чудотворному образу. Икону отличает светлый бежевый колорит фона и полей с акцентом на драпировках полотна, поддерживаемого ангелами, и лика Спасителя.
Икона украшена богатым заметным объемным узором по периметру, выполненным в технике резьбы по левкасу — в иконописи это название грунта, чаще всего из мела, размешанного на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла. Наносится левкас на специально подготовленную иконную доску в несколько тонких равномерных слоев. После высыхания шлифуется, и далее приступают к работе непосредственно над изображением.
Икона «Спас Нерукотворный» из собрания музея представляет собой каноническое изображение образа Христа на отрезе ткани — убрусе — и почитается церковью как первая икона Иисуса Христа. Из самого названия становится понятно, что образ рожден не руками мастера и без помощи привычных материалов. По преданию, страдавший неизлечимой болезнью царь Эдессы Авгарь V послал художника изобразить Христа. Художник потерпел неудачу. Тогда Христос умыл лицо, отер платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой. Лик, чудесно запечатленный на убрусе (полотне), был послан царю Авгарю с апостолом Фаддеем, исцелившим царя прикосновением к чудотворному образу. Икону отличает светлый бежевый колорит фона и полей с акцентом на драпировках полотна, поддерживаемого ангелами, и лика Спасителя.
Икона украшена богатым заметным объемным узором по периметру, выполненным в технике резьбы по левкасу — в иконописи это название грунта, чаще всего из мела, размешанного на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла. Наносится левкас на специально подготовленную иконную доску в несколько тонких равномерных слоев. После высыхания шлифуется, и далее приступают к работе непосредственно над изображением.