Спас Нерукотворный
Время создания
Вторая половина XIX века
Размер
31,2x26 см
31,2х26х2 см
31,2х26х2 см
Техника
Дерево, темпера; живопись
Выставка
2
Открыть в приложении#3
Спас Нерукотворный
#4
#5
«Спас Нерукотворный» — популярный на Руси образ, который по преданию создал сам Спаситель. Сирийский царь Авгарь заболел проказой и послал художника Анания запечатлеть чудотворный образ Христа. Ананий не справился с миссией, и тогда Иисус отер лицо полотенцем, на котором чудесным образом отпечатался божественный лик. Ананий привез плат правителю, и тот излечился. С тех пор в иконографии закрепилось изображение головы Христа на ткани. «Спаса Нерукотворного» стали помещать не только на иконы, но и в основание барабана церковного купола.
Сибирский «Спас Нерукотворный» XIX века — скорописная икона. Это значит, что образ Христа представлен упрощенно, без прорисовки деталей, узлы плата, отреза ткани, намечены условно. Ткань с головой Иисуса находится на черном фоне. Эту икону написал мастер из народа: ее отличает лубочный подбор цветов, яркость, наивность и непосредственность изображения.
Несмотря на добавление народных, декоративных элементов, изображение канонично. Нимб Спасителя имеет форму замкнутого круга, в него, в отличие от нимбов святых, вписан крест. Справа, слева и сверху стоят три греческие буквы, которые образуют слово Сущий и указывают на Божество Иисуса Христа: Омикрон, Омега и Ню.
Сибирский «Спас Нерукотворный» XIX века — скорописная икона. Это значит, что образ Христа представлен упрощенно, без прорисовки деталей, узлы плата, отреза ткани, намечены условно. Ткань с головой Иисуса находится на черном фоне. Эту икону написал мастер из народа: ее отличает лубочный подбор цветов, яркость, наивность и непосредственность изображения.
Несмотря на добавление народных, декоративных элементов, изображение канонично. Нимб Спасителя имеет форму замкнутого круга, в него, в отличие от нимбов святых, вписан крест. Справа, слева и сверху стоят три греческие буквы, которые образуют слово Сущий и указывают на Божество Иисуса Христа: Омикрон, Омега и Ню.
#6
Сузунский иконописный промысел
#2
Жанр народной иконы возник во время массовых переселений крестьян в конце XIX — начале XX века в Сибирь. Переселенцы стекались сюда из разных мест — это отразилось на стилистике иконописи. В композиции сибирских икон, технике исполнения и образах просматриваются новгородские, суздальские и южно-русские живописные традиции.
<br>
<br>Иконы создавали мастера-самоучки из крестьян, поэтому на них часто упрощенный библейский сюжет соседствует с фольклорными элементами. Такие народные иконы были несложными в изготовлении и недорогими. Иконописный промысел прижился городах и поселках с развитой торговлей и транспортной доступностью. <br>
<div><br></div><div>Одним из таких был поселок Сузун Алтайского горного округа. Благодаря знаменитой Никольской ярмарке, на которой торговали народными иконами, поселок прославился на всю Сибирь. <br></div><div><br></div>Сузунский иконописный промысел снабжал образами не только Сибирский край, но и купцов из Казани, Нижнего Новгорода и других городов. С 1766 по 1847 годы здесь работали медеплавильный завод и монетный двор, чеканивший сибирскую монету из меди, единственный от Уральских гор до берегов Тихого океана. Поселок стал центром распространения сузунских народных икон.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Спас Нерукотворный
Время создания
Вторая половина XIX века
Размер
31,2x26 см
31,2х26х2 см
31,2х26х2 см
Техника
Дерево, темпера; живопись
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться