Икона «Спаса Нерукотворного», или «Святого убруса», считается самым древним образом, который относится к земной жизни Христа, и самым первым нерукотворным изображением — то есть не сотворенным человеком.
По преданиям, царь Авгарь (правитель Осроены, Эдесского царства) был болен страшной болезнью — черной проказой. Однажды царю приснился необычный сон, в котором ему было сказано, что излечить его сможет только икона с запечатленным на ней ликом Спасителя.
Услышав об исцелениях, которые совершает Иисус Христос, Авгарь отправил в Иерусалим художника Ананию — написать чудотворный образ Спасителя. Но из-за божественного сияния, которое исходило от Христа, художник так и не смог перенести его образ на холст.
Тогда Христос решил сам помочь художнику. Он умыл лицо водой и вытер белым платком (убрусом), на котором отпечатался его лик. С помощью этого платка Авгарь излечился от проказы. Но ее следы оставались на лице царя, пока однажды в Эдессу не вошел апостол Фаддей. Он окончательно исцелил царя и крестил его.
Музейная икона представляет собой классический вариант иконографии «Спаса Нерукотворного», который выполнен на полотне. По его краям расположена канва, верхние концы которой заплетены в узлы. Отсюда и происходит второе название иконы — «Спас на убрусе», то есть на полотне или платке.
Это не единственный тип изображения Спаса Нерукотворного в иконографии. Иногда Христа изображали на подобных иконах вместе с двумя ангелами, которые держат два верхних конца платка.
На «Спасе Нерукотворном» Иисус изображен с тонкими чертами лица, небольшой бородкой, длинными, вьющимися на концах волосами и прямым пробором. Вокруг его головы находится золотой нимб — неотъемлемый элемент любой православной иконы, символизирующий святость.
В отличие от нимба святых, нимб Спасителя изображают со вписанным в него крестом. Такой нимб называют крестчатым, он присутствует только в иконографии Иисуса Христа. Со временем крест в нимбе стали изображать состоящим из девяти линеек — по числу девяти ангельских чинов. В него вписывали буквы, означающие слово «Сущий», а по сторонам нимба, на фоне, помещали сокращенное именование Спасителя.
Основной богословский смысл иконы «Спас Нерукотворный» — воплощение Сына Божия в человеческом образе для спасения всех страждущих. «Спас Нерукотворный» украшал знамена ярославских, тверских и московских князей, считался защитником русской земли и покровителем русского воинства.
По преданиям, царь Авгарь (правитель Осроены, Эдесского царства) был болен страшной болезнью — черной проказой. Однажды царю приснился необычный сон, в котором ему было сказано, что излечить его сможет только икона с запечатленным на ней ликом Спасителя.
Услышав об исцелениях, которые совершает Иисус Христос, Авгарь отправил в Иерусалим художника Ананию — написать чудотворный образ Спасителя. Но из-за божественного сияния, которое исходило от Христа, художник так и не смог перенести его образ на холст.
Тогда Христос решил сам помочь художнику. Он умыл лицо водой и вытер белым платком (убрусом), на котором отпечатался его лик. С помощью этого платка Авгарь излечился от проказы. Но ее следы оставались на лице царя, пока однажды в Эдессу не вошел апостол Фаддей. Он окончательно исцелил царя и крестил его.
Музейная икона представляет собой классический вариант иконографии «Спаса Нерукотворного», который выполнен на полотне. По его краям расположена канва, верхние концы которой заплетены в узлы. Отсюда и происходит второе название иконы — «Спас на убрусе», то есть на полотне или платке.
Это не единственный тип изображения Спаса Нерукотворного в иконографии. Иногда Христа изображали на подобных иконах вместе с двумя ангелами, которые держат два верхних конца платка.
На «Спасе Нерукотворном» Иисус изображен с тонкими чертами лица, небольшой бородкой, длинными, вьющимися на концах волосами и прямым пробором. Вокруг его головы находится золотой нимб — неотъемлемый элемент любой православной иконы, символизирующий святость.
В отличие от нимба святых, нимб Спасителя изображают со вписанным в него крестом. Такой нимб называют крестчатым, он присутствует только в иконографии Иисуса Христа. Со временем крест в нимбе стали изображать состоящим из девяти линеек — по числу девяти ангельских чинов. В него вписывали буквы, означающие слово «Сущий», а по сторонам нимба, на фоне, помещали сокращенное именование Спасителя.
Основной богословский смысл иконы «Спас Нерукотворный» — воплощение Сына Божия в человеческом образе для спасения всех страждущих. «Спас Нерукотворный» украшал знамена ярославских, тверских и московских князей, считался защитником русской земли и покровителем русского воинства.