Изображение Спаса на престоле относится к числу наиболее распространенных в древнерусском искусстве. Общая схема — Спас, восседающий на престоле и правой рукой касающийся раскрытого Евангелия, — восходит к древней иконе, так называемому «Спасу Златая риза», которая хранилась в Софийском соборе в Новгороде.
Изображение Христа Вседержителя (Пантократора) на престоле наиболее полно выражает представления о Спасителе, как Царе и Судии мира. Престол является традиционным атрибутом царской власти, и вместе с тем напоминает о престоле уготованном, на который Христос воссядет для того, чтобы судить народы в день Второго и Страшного пришествия.
Иконография «Спаса на престоле» из собрания музея имеет ряд особенностей, указывающих на ее новгородские корни.
Изображение Христа Вседержителя (Пантократора) на престоле наиболее полно выражает представления о Спасителе, как Царе и Судии мира. Престол является традиционным атрибутом царской власти, и вместе с тем напоминает о престоле уготованном, на который Христос воссядет для того, чтобы судить народы в день Второго и Страшного пришествия.
Иконография «Спаса на престоле» из собрания музея имеет ряд особенностей, указывающих на ее новгородские корни.