Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История военной техники»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Советский тяжелый танк ИС-7

Время создания
1946–1948 гг.
Место создания
СССР
Размер
248x344x1000 см
Техника
металл, заводское производство
Коллекция
Технический центр
0
Открыть в приложении
#6
ИС-7 — венец эволюции тяжелых танков. Создан для борьбы с немецким сверхтяжелым танком «Маус». Имел неповторимую огневую мощь — 130-мм пушку со стабилизацией прицела и механизмом заряжания, а также восемь пулемётов. По скорости вне дорог ИС-7 превосходил средние танки. Броню ИС-7 не пробивала даже 128-мм пушка «Мауса», даже в упор!
#7
Единственный сохранившийся экземпляр ИС-7 сейчас находится в парке «Патриот»: он особо выделяется среди других уникальных экспонатов, и это понятно — ИС-7 воплотил в себе весь опыт Великой Отечественной войны и последние новинки техники конца сороковых годов.
Советские танкисты по итогам боев и изучения трофеев, а также союзной техники, требовали от конструкторов повышения начальной скорости пушек, хорошей оптики, улучшения обзора из танка, а также защиты от новейших немецких снарядов, включая кумулятивные.

Поэтому в начале 1945 года Главное бронетанковое управление разработало требования для новой боевой машины.

Лобовая броня должна держать 122-мм снаряд мощной пушки БЛ-13 в упор.

Своя пушка калибра 122 мм или больше, с начальной скоростью снаряда в километр в секунду. Двигатель — дизельный, мощностью в 1000–1200 лошадиных сил, способный разогнать даже тяжелый танк до 60 км/ч.

Танковый мотор такой мощности хотели сделать еще к октябрю 1941 года, но тогда война поломала все планы.

Уже к концу мая 1945 года конструкторы бюро Котина во главе с Петром Павловичем Исаковым выдали проект «Объект 257», он же — будущий ИС-7.

Лобовую броню танка увеличили до 150 мм. Еще сильнее выросла защита борта. Ранее нижние листы брони приходилось ставить вертикально, поскольку в корпусе танка были элементы ходовой части. А теперь ходовую часть убрали из корпуса, и бронелисты поставили под углом. Такой борт не пробивала и 105-мм немецкая зенитка, даже в упор.

Их вес — от 60 до 65 тонн, двигатель — один мощный дизель в 1200 лошадиных сил либо спарка дизелей по 600 «лошадей». Трансмиссия могла быть механической либо электромеханической — по опыту изучения немецкой тяжелой самоходки «Фердинанд».

Одобрили «проект 260».

Его 130-мм пушка в два раза мощнее орудия знаменитого танка ИС-2 и пробивает 230-мм броню за километр. При этом пушка выстреливает до 6–8 снарядов в минуту — благодаря механизму заряжания.
Лобовую броню танка не пробивали ни 128-мм снаряды с любой дистанции, ни 150-мм кумулятивные гранаты типа «Фаустпатрон».

Первый «объект 260» сделали 8 сентября 1946 года, но машину продолжают дорабатывать, пробуя разные варианты вооружения и двигателя. Танк постоянно меняет облик.

В 1947 году на ИС-7 ставят 130-мм пушку С-70 (на базе С-26). Огромная длина ее ствола в 57 калибров, или более семи метров, обеспечивает начальную скорость бронебойного снаряда весом 34 килограмма в 900 метров в секунду.

Чтобы экипаж не угорел от пороховых газов, после выстрела ствол пушки продувают сжатым воздухом.

Новейший механизм заряжания пушки, на шесть снарядов, простой и надежный, с электрическим приводом, обеспечивает до шести выстрелов в минуту — крайне высокую скорострельность для такого калибра. Всего в ИС-7 помещалось до 30 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов с раздельным заряжанием — то есть сначала заряжали снаряд, а потом заряд пороха в гильзе.
Наводил пушку специальный прибор «Штурм». Сначала наводчик наводил призму стабилизированного, то есть независящего от движения танка, прицела ТШ-46 на цель, а затем прибор автоматически подводил пушку к линии прицеливания и производил выстрел.

К пушке прилагалось целых восемь современных пулеметов. Из них два крупнокалиберных — 14,5-мм КПВ, а остальные — ротные 7,62-мм РП-46. Три пулемета, включая один КПВ, строены с пушкой. Второй КПВ — зенитный, на крыше башни. Два пулемёта РП-46 в специальных кожухах на бортах корпуса, и еще два — на бортах башни. Все четыре курсовых пулемета, при необходимости, могли стрелять и назад. Причем эти пулеметы имели дистанционное управление изнутри танка и систему пневматической перезарядки. Боекомплект пулеметов — 2500 патронов для РП-46 и 400 для КПВ.
Экипаж ИС-7 — пять человек. Командир танка сидел в башне справа от пушки, наводчик слева, за ними — два заряжающих, а механик-водитель — впереди в корпусе.

Литая башня — с броней от 210 мм спереди до 150 мм по бортам и 90 мм на корме. Толщина маски орудия доходила до 355 мм. Листы корпуса — от 150 мм, под углом 58 градусов, до 60 мм.
Благодаря мощнейшему двигателю тяжёлая машина весом в 68 тонн разгоняется на шоссе до 60 км/ч при средней скорости чуть более 31 км/ч. По проселку и бездорожью ИС-7 двигается быстрее, чем другие тяжёлые и даже средние танки — в среднем 28 км/ч. При этом 1300 литров топлива хватает ИС-7 на 200 км пути. По шоссе танк тратит 419 литров на 100 км.

Пожар в танке тушила специальная автоматическая система с углекислотой.

Гусеницы ИС-7 впервые для отечественного танка имели резинометаллические шарниры, что повышало ресурс ходовой части и уменьшало шум при езде.

Подвеска танка — из пучковых торсионов. Каждый торсион — пучок упругих металлических стержней диаметром 25 мм.

Обзор из танка обеспечивают девять перископов, а связь — комбинированная радиостанция, работающая и в одностороннем, и в двустороннем режиме (но на опытные машины пришлось установить серийную радиостанция 10-РТ).
Прибор командира танка для ночной стрельбы, по мотивам трофейных немецких прицелов конца войны, должен был распознавать объекты на дальности до 700 метров вместо 200 метров у немецкого прототипа, но и его разработку не смогли вовремя завершить. Прибор ночного вождения для механика-водителя остался опытным.
По итогам обстрела отметили, что броня ИС-7 — лоб башни, корпуса и верхний пояс бортов корпуса — защищает даже от снарядов 128-мм пушки с любой дистанции. Однако блок подвески скользящего попадания снаряда по левому борту не выдержал, хотя броню не пробило. Оказалось, что детали ходовой части этого ИС-7 отлиты из нелегированной стали.

24 декабря тот же маршал Богданов пишет министру вооружённых сил СССР Булганину, что ИС-7 испытаний не выдержал. В его конструкцию нужно внести изменения. А чтобы определить возможности принятия ИС-7 на вооружение и его серийного выпуска, требуются новые государственные испытания 2 танков и войсковые испытания 15 танков. А пятнадцати ИС-7 в наличии нет.

Уже изготовленные опытные ИС-7 поставили на хранение.

А 18 февраля 1949 года выходит постановление Совета министров СССР, по которому вес тяжелого танка не должен превышать 50 тонн.

В такой вес 68-тонный ИС-7 не вписывался никак. На его судьбе был поставлен крест. Как и на судьбе самоходок на базе ИС-7 — «объекту 261» и «объекту 262» со 152-мм пушкой М-31 или М-48 и скоростью снаряда до километра в секунду. Почему?

В книге «75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники» отдельно отмечено, что именно мнение опытных сотрудников танкового полигона в Кубинке после испытаний ИС-7 помогло отказаться от его серийного выпуска.

Можно перечитать список новинок, которые использовали в конструкции ИС-7, и для каждой надо было создать ее производство с нуля. Представьте, чего стоил только пресс для сгибания 150-мм листов брони. При выпуске 15 машин эти танки стали бы непомерно дорогими.

Для сравнения, тяжелый танк ИС-4 — гораздо более простой, стоил в 1946 году три четверти миллиона рублей.

Для остальных целей хватало более дешевых танков. Одним из них стал тяжёлый танк Т-10, принятый на вооружение в 1953 году. А ИС-7 остался уникальным памятником советской конструкторской мысли и пределом возможностей танков сороковых годов.

Сейчас единственный сохранившийся ИС-7 можно увидеть в Техническом центре парка «Патриот» — рядом с полигоном, где и проходили когда-то его испытания.
#5

Советский тяжелый танк ИС-7

#3
Технические характеристики 
Название краткое ИС-7
Название полное Тяжелый танк ИС-7
Страна СССР
Вид техники Тяжелый танк 
год разработки 1945–1948
год производства 1946–1948
серийность Опытный
Изготовлено (в штуках) 6 штук
Боевая масса68 тонн
Применяемая броня 210 мм — лоб башни, 150 мм — лоб и борт корпуса 
Подвижность      До 60 км/ч
Запас хода на одном баке 200 км
Скорость по шоссе Максимальная — 60 км/ч, средняя — 31 км/ч
Мощность двигателя Дизельный, 1050 л. с.
Вооружение № 1 130-мм пушка С-70 
Боекомплект вооружения № 1 30 снарядов раздельного заряжания 
Вооружение № 2 Два 14,5-мм пулемета КПВ
Боекомплект вооружения № 2 400 патронов
Вооружение № 3 Шесть 7,62-мм пулемета РП-46
Боекомплект вооружения № 3 2500 патронов
Экипаж 5 человек
Средства связи Радиостанция 10-РТ и танковое переговорное устройство ТПУ-47 на пять абонентов.
Интересные факты 1Самый мощный танк своего времени
Интересные факты 2Создан как ответ на немецкий сверхтяжелый танк «Маус»
Интересные факты 3Уникальная огневая мощь — 130-мм пушка и восемь пулеметов, включая два крупнокалиберных 
Интересные факты 4Пушка ИС-7 впервые имела механизм заряжания, поэтому отличалась высокой скорострельностью — до 6 выстрелов в минуту
Интересные факты 5Лобовая и верхняя бортовая броня ИС-7 выдерживала даже 128-мм снаряды пушки танка «Маус» с любой дистанции 
Интересные факты 6Бортовая броня — из гнутого бронелиста толщиной 150 мм
Интересные факты 7При весе 68 тонн ИС-7 обгонял вне дорог средние танки
Интересные факты 8Впервые на советском танке — установлен стабилизированный прицел 
Интересные факты 9Впервые наведение пушки — с помощью прибора «Штурм»
Интересные факты 10Имел автоматическую систему пожаротушения углекислотой
Интересные факты 11Впервые — эжекционная система охлаждения мотора и двуступенчатый воздушный фильтр 
Интересные факты 12Впервые на советском танке — резинометаллические шарниры
Интересные факты 13Впервые на советский танк предполагали установить радиодальномер, оптический дальномер и приборы ночного видения 
Интересные факты 14Двигатель на основе мотора торпедного катера 
Интересные факты 15Испытывался на полигоне в Кубинке
Интересные факты 16Единственный сохранившийся экземпляр 
читать дальшескрыть

Советский тяжелый танк ИС-7

Время создания
1946–1948 гг.
Место создания
СССР
Размер
248x344x1000 см
Техника
металл, заводское производство
Коллекция
Технический центр
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%