ИС-7 — венец эволюции тяжелых танков. Создан для борьбы с немецким сверхтяжелым танком «Маус». Имел неповторимую огневую мощь — 130-мм пушку со стабилизацией прицела и механизмом заряжания, а также восемь пулемётов. По скорости вне дорог ИС-7 превосходил средние танки. Броню ИС-7 не пробивала даже 128-мм пушка «Мауса», даже в упор!
Советский тяжелый танк ИС-7
Время создания
1946–1948 гг.
Место создания
СССР
Размер
248x344x1000 см
Техника
металл, заводское производство
Коллекция
Технический центр
Выставка
0
Открыть в приложении#6
#7
Единственный сохранившийся экземпляр ИС-7 сейчас находится в парке «Патриот»: он особо выделяется среди других уникальных экспонатов, и это понятно — ИС-7 воплотил в себе весь опыт Великой Отечественной войны и последние новинки техники конца сороковых годов.
Советские танкисты по итогам боев и изучения трофеев, а также союзной техники, требовали от конструкторов повышения начальной скорости пушек, хорошей оптики, улучшения обзора из танка, а также защиты от новейших немецких снарядов, включая кумулятивные.Поэтому в начале 1945 года Главное бронетанковое управление разработало требования для новой боевой машины.
Лобовая броня должна держать 122-мм снаряд мощной пушки БЛ-13 в упор.
Своя пушка калибра 122 мм или больше, с начальной скоростью снаряда в километр в секунду. Двигатель — дизельный, мощностью в 1000–1200 лошадиных сил, способный разогнать даже тяжелый танк до 60 км/ч.
Танковый мотор такой мощности хотели сделать еще к октябрю 1941 года, но тогда война поломала все планы.
Уже к концу мая 1945 года конструкторы бюро Котина во главе с Петром Павловичем Исаковым выдали проект «Объект 257», он же — будущий ИС-7.
Лобовую броню танка увеличили до 150 мм. Еще сильнее выросла защита борта. Ранее нижние листы брони приходилось ставить вертикально, поскольку в корпусе танка были элементы ходовой части. А теперь ходовую часть убрали из корпуса, и бронелисты поставили под углом. Такой борт не пробивала и 105-мм немецкая зенитка, даже в упор.
Их вес — от 60 до 65 тонн, двигатель — один мощный дизель в 1200 лошадиных сил либо спарка дизелей по 600 «лошадей». Трансмиссия могла быть механической либо электромеханической — по опыту изучения немецкой тяжелой самоходки «Фердинанд».
Одобрили «проект 260».
Его 130-мм пушка в два раза мощнее орудия знаменитого танка ИС-2 и пробивает 230-мм броню за километр. При этом пушка выстреливает до 6–8 снарядов в минуту — благодаря механизму заряжания.
Лобовую броню танка не пробивали ни 128-мм снаряды с любой дистанции, ни 150-мм кумулятивные гранаты типа «Фаустпатрон».
Первый «объект 260» сделали 8 сентября 1946 года, но машину продолжают дорабатывать, пробуя разные варианты вооружения и двигателя. Танк постоянно меняет облик.
В 1947 году на ИС-7 ставят 130-мм пушку С-70 (на базе С-26). Огромная длина ее ствола в 57 калибров, или более семи метров, обеспечивает начальную скорость бронебойного снаряда весом 34 килограмма в 900 метров в секунду.
Чтобы экипаж не угорел от пороховых газов, после выстрела ствол пушки продувают сжатым воздухом.
Новейший механизм заряжания пушки, на шесть снарядов, простой и надежный, с электрическим приводом, обеспечивает до шести выстрелов в минуту — крайне высокую скорострельность для такого калибра. Всего в ИС-7 помещалось до 30 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов с раздельным заряжанием — то есть сначала заряжали снаряд, а потом заряд пороха в гильзе.
Наводил пушку специальный прибор «Штурм». Сначала наводчик наводил призму стабилизированного, то есть независящего от движения танка, прицела ТШ-46 на цель, а затем прибор автоматически подводил пушку к линии прицеливания и производил выстрел.
К пушке прилагалось целых восемь современных пулеметов. Из них два крупнокалиберных — 14,5-мм КПВ, а остальные — ротные 7,62-мм РП-46. Три пулемета, включая один КПВ, строены с пушкой. Второй КПВ — зенитный, на крыше башни. Два пулемёта РП-46 в специальных кожухах на бортах корпуса, и еще два — на бортах башни. Все четыре курсовых пулемета, при необходимости, могли стрелять и назад. Причем эти пулеметы имели дистанционное управление изнутри танка и систему пневматической перезарядки. Боекомплект пулеметов — 2500 патронов для РП-46 и 400 для КПВ.
Экипаж ИС-7 — пять человек. Командир танка сидел в башне справа от пушки, наводчик слева, за ними — два заряжающих, а механик-водитель — впереди в корпусе.
Литая башня — с броней от 210 мм спереди до 150 мм по бортам и 90 мм на корме. Толщина маски орудия доходила до 355 мм. Листы корпуса — от 150 мм, под углом 58 градусов, до 60 мм.
Благодаря мощнейшему двигателю тяжёлая машина весом в 68 тонн разгоняется на шоссе до 60 км/ч при средней скорости чуть более 31 км/ч. По проселку и бездорожью ИС-7 двигается быстрее, чем другие тяжёлые и даже средние танки — в среднем 28 км/ч. При этом 1300 литров топлива хватает ИС-7 на 200 км пути. По шоссе танк тратит 419 литров на 100 км.
Пожар в танке тушила специальная автоматическая система с углекислотой.
Гусеницы ИС-7 впервые для отечественного танка имели резинометаллические шарниры, что повышало ресурс ходовой части и уменьшало шум при езде.
Подвеска танка — из пучковых торсионов. Каждый торсион — пучок упругих металлических стержней диаметром 25 мм.
Обзор из танка обеспечивают девять перископов, а связь — комбинированная радиостанция, работающая и в одностороннем, и в двустороннем режиме (но на опытные машины пришлось установить серийную радиостанция 10-РТ).
Прибор командира танка для ночной стрельбы, по мотивам трофейных немецких прицелов конца войны, должен был распознавать объекты на дальности до 700 метров вместо 200 метров у немецкого прототипа, но и его разработку не смогли вовремя завершить. Прибор ночного вождения для механика-водителя остался опытным.
По итогам обстрела отметили, что броня ИС-7 — лоб башни, корпуса и верхний пояс бортов корпуса — защищает даже от снарядов 128-мм пушки с любой дистанции. Однако блок подвески скользящего попадания снаряда по левому борту не выдержал, хотя броню не пробило. Оказалось, что детали ходовой части этого ИС-7 отлиты из нелегированной стали.
24 декабря тот же маршал Богданов пишет министру вооружённых сил СССР Булганину, что ИС-7 испытаний не выдержал. В его конструкцию нужно внести изменения. А чтобы определить возможности принятия ИС-7 на вооружение и его серийного выпуска, требуются новые государственные испытания 2 танков и войсковые испытания 15 танков. А пятнадцати ИС-7 в наличии нет.
Уже изготовленные опытные ИС-7 поставили на хранение.
А 18 февраля 1949 года выходит постановление Совета министров СССР, по которому вес тяжелого танка не должен превышать 50 тонн.
В такой вес 68-тонный ИС-7 не вписывался никак. На его судьбе был поставлен крест. Как и на судьбе самоходок на базе ИС-7 — «объекту 261» и «объекту 262» со 152-мм пушкой М-31 или М-48 и скоростью снаряда до километра в секунду. Почему?
В книге «75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники» отдельно отмечено, что именно мнение опытных сотрудников танкового полигона в Кубинке после испытаний ИС-7 помогло отказаться от его серийного выпуска.
Можно перечитать список новинок, которые использовали в конструкции ИС-7, и для каждой надо было создать ее производство с нуля. Представьте, чего стоил только пресс для сгибания 150-мм листов брони. При выпуске 15 машин эти танки стали бы непомерно дорогими.
Для сравнения, тяжелый танк ИС-4 — гораздо более простой, стоил в 1946 году три четверти миллиона рублей.
Для остальных целей хватало более дешевых танков. Одним из них стал тяжёлый танк Т-10, принятый на вооружение в 1953 году. А ИС-7 остался уникальным памятником советской конструкторской мысли и пределом возможностей танков сороковых годов.
Сейчас единственный сохранившийся ИС-7 можно увидеть в Техническом центре парка «Патриот» — рядом с полигоном, где и проходили когда-то его испытания.
#5
Советский тяжелый танк ИС-7
#3
Технические характеристики | |
Название краткое | ИС-7 |
Название полное | Тяжелый танк ИС-7 |
Страна | СССР |
Вид техники | Тяжелый танк |
год разработки | 1945–1948 |
год производства | 1946–1948 |
серийность | Опытный |
Изготовлено (в штуках) | 6 штук |
Боевая масса | 68 тонн |
Применяемая броня | 210 мм — лоб башни, 150 мм — лоб и борт корпуса |
Подвижность | До 60 км/ч |
Запас хода на одном баке | 200 км |
Скорость по шоссе | Максимальная — 60 км/ч, средняя — 31 км/ч |
Мощность двигателя | Дизельный, 1050 л. с. |
Вооружение № 1 | 130-мм пушка С-70 |
Боекомплект вооружения № 1 | 30 снарядов раздельного заряжания |
Вооружение № 2 | Два 14,5-мм пулемета КПВ |
Боекомплект вооружения № 2 | 400 патронов |
Вооружение № 3 | Шесть 7,62-мм пулемета РП-46 |
Боекомплект вооружения № 3 | 2500 патронов |
Экипаж | 5 человек |
Средства связи | Радиостанция 10-РТ и танковое переговорное устройство ТПУ-47 на пять абонентов. |
Интересные факты 1 | Самый мощный танк своего времени |
Интересные факты 2 | Создан как ответ на немецкий сверхтяжелый танк «Маус» |
Интересные факты 3 | Уникальная огневая мощь — 130-мм пушка и восемь пулеметов, включая два крупнокалиберных |
Интересные факты 4 | Пушка ИС-7 впервые имела механизм заряжания, поэтому отличалась высокой скорострельностью — до 6 выстрелов в минуту |
Интересные факты 5 | Лобовая и верхняя бортовая броня ИС-7 выдерживала даже 128-мм снаряды пушки танка «Маус» с любой дистанции |
Интересные факты 6 | Бортовая броня — из гнутого бронелиста толщиной 150 мм |
Интересные факты 7 | При весе 68 тонн ИС-7 обгонял вне дорог средние танки |
Интересные факты 8 | Впервые на советском танке — установлен стабилизированный прицел |
Интересные факты 9 | Впервые наведение пушки — с помощью прибора «Штурм» |
Интересные факты 10 | Имел автоматическую систему пожаротушения углекислотой |
Интересные факты 11 | Впервые — эжекционная система охлаждения мотора и двуступенчатый воздушный фильтр |
Интересные факты 12 | Впервые на советском танке — резинометаллические шарниры |
Интересные факты 13 | Впервые на советский танк предполагали установить радиодальномер, оптический дальномер и приборы ночного видения |
Интересные факты 14 | Двигатель на основе мотора торпедного катера |
Интересные факты 15 | Испытывался на полигоне в Кубинке |
Интересные факты 16 | Единственный сохранившийся экземпляр |
читать дальшескрыть
Советский тяжелый танк ИС-7
Время создания
1946–1948 гг.
Место создания
СССР
Размер
248x344x1000 см
Техника
металл, заводское производство
Коллекция
Технический центр
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться