До революции 1917 года Мариинск был торговым городом: большую часть населения составляли купцы из разных гильдий, а по Сибирскому тракту в город привозили товары из Москвы. В коллекции музея представлен ценный предмет того времени — соусник XIX века из кузнецовского фарфора.
«Товарищество Кузнецова» появилось в 1832 году, когда Терентий Кузнецов приобрел во Владимирской губернии пустошь Дулево и построил там фарфоровый завод. Предприятие процветало, а позже завод перешел сначала к сыну Кузнецова Сидору, а затем к внуку Матвею. Именно он за сравнительно короткий срок превратил наследство в целую империю из восьми крупнейших фабрик по производству посуды. Под названием «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова» завод зарегистрировали в 1887 году.
Ассортимент предприятия был довольно разнообразен: столовые сервизы, различные фигурки, горшки, кувшины, глиняная посуда, расписанная глазурью, — майолика, — а также телеграфные и телефонные изоляторы, предметы для электропроводки и фаянсовая сантехника. Производили на фабриках и товары для восточных стран — например, пиалы, блюда, кальянные чаши. На каждое изделие обязательно ставили клеймо изготовителя: обычно его вдавливали и прорисовывали синим или зеленым цветом.
К 1898 году «Товарищество Кузнецова» стало крупнейшим в Европе, а в начале XX века его фабрики производили больше половины всего российского фарфора. В 1902 году Кузнецову пожаловали звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Изделия его предприятий представляли страну на всемирных выставках, где неоднократно получали золотые медали.
Славу и признание кузнецовский фарфор завоевал благодаря сочетанию высокого качества и демократичных цен. Недоступная прежде крестьянам и мещанам тонкостенная посуда появилась в трактирах, чайных, кабаках и прочих заведениях общепита. Недорогую кухонную утварь на фабриках Кузнецова делали так же тщательно, как и для столичных ресторанов или представителей русской аристократии.
Посуда Кузнецова была в первую очередь товаром массового потребления XIX века. Поэтому украшения и росписи в голубых, розовых, сиреневых и желтых тонах были довольно простыми: их делали штампами и трафаретами. Характерный признак кузнецовского фарфора того времени — яркость
«Товарищество Кузнецова» появилось в 1832 году, когда Терентий Кузнецов приобрел во Владимирской губернии пустошь Дулево и построил там фарфоровый завод. Предприятие процветало, а позже завод перешел сначала к сыну Кузнецова Сидору, а затем к внуку Матвею. Именно он за сравнительно короткий срок превратил наследство в целую империю из восьми крупнейших фабрик по производству посуды. Под названием «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова» завод зарегистрировали в 1887 году.
Ассортимент предприятия был довольно разнообразен: столовые сервизы, различные фигурки, горшки, кувшины, глиняная посуда, расписанная глазурью, — майолика, — а также телеграфные и телефонные изоляторы, предметы для электропроводки и фаянсовая сантехника. Производили на фабриках и товары для восточных стран — например, пиалы, блюда, кальянные чаши. На каждое изделие обязательно ставили клеймо изготовителя: обычно его вдавливали и прорисовывали синим или зеленым цветом.
К 1898 году «Товарищество Кузнецова» стало крупнейшим в Европе, а в начале XX века его фабрики производили больше половины всего российского фарфора. В 1902 году Кузнецову пожаловали звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Изделия его предприятий представляли страну на всемирных выставках, где неоднократно получали золотые медали.
Славу и признание кузнецовский фарфор завоевал благодаря сочетанию высокого качества и демократичных цен. Недоступная прежде крестьянам и мещанам тонкостенная посуда появилась в трактирах, чайных, кабаках и прочих заведениях общепита. Недорогую кухонную утварь на фабриках Кузнецова делали так же тщательно, как и для столичных ресторанов или представителей русской аристократии.
Посуда Кузнецова была в первую очередь товаром массового потребления XIX века. Поэтому украшения и росписи в голубых, розовых, сиреневых и желтых тонах были довольно простыми: их делали штампами и трафаретами. Характерный признак кузнецовского фарфора того времени — яркость