В экспозиции музея представлен чугунный замок, выполненный в виде собаки. Она стоит на задних лапах, передние лапы подняты вверх и скрещены. Голова также поднята вверх, будто пес смотрит на своего хозяина. Верхняя челюсть собаки неподвижна, а нижнюю можно отсоединить. Фигурка частично повреждена: уши до наших дней не сохранились. Но сотрудники музея предполагают, что они были длинными, — вероятнее всего, изображенная собака относится к породе спаниель.
Данный замок работы мастера Цыдена Нимаева является аналогом изделия из коллекции бурятского скульптора Сэрэнхава Болдано-тома.
Замки и ключи появились еще в древности. Как только у людей возникла частная собственность, появилась и необходимость защищать ее от посягательств. Запорные механизмы практически одновременно изобрели на Западе и на Востоке. Они изготавливались из разных материалов и различались способами запирания-отпирания.
Первые железные замки делились на два основных типа. В качестве дорожного варианта использовали навесные замки: ими запирали кладь в сундуке или ящике. А замки накладного типа прикрепляли к полотну двери.
Навесные замки были очень популярны: купцы использовали их для защиты товара от разбойников на торговых путях, морях и реках. Они могли быть самых разных размеров — от крошечных до огромных. Часто замки изготавливали в виде различных фигур, религиозных символов, животных, рыб, птиц.
Самыми популярными украшениями замков были цветные валики и ободки, а также геометрические орнаменты, выполненные в технике точечной инкрустации. Использовали также горячую гравировку, при которой на горячей поверхности металла зубильцами разной формы выбивали узоры или фигуры. Так некоторые замки и ключи превращались в настоящие произведения искусства и символизировали богатство своих хозяев.
С течением времени замки и ключи менялись, становились все более сложными. Для повышения надежности мастера начали снабжать бородки ключей фигурными прорезями, а замки — дугами и полуцилиндрическими деталями с выступами. Такие механизмы называли «секретными барабанами». Пройти в скважину и сдвинуть засов мог только ключ с определенной формой выемок.
Данный замок работы мастера Цыдена Нимаева является аналогом изделия из коллекции бурятского скульптора Сэрэнхава Болдано-тома.
Замки и ключи появились еще в древности. Как только у людей возникла частная собственность, появилась и необходимость защищать ее от посягательств. Запорные механизмы практически одновременно изобрели на Западе и на Востоке. Они изготавливались из разных материалов и различались способами запирания-отпирания.
Первые железные замки делились на два основных типа. В качестве дорожного варианта использовали навесные замки: ими запирали кладь в сундуке или ящике. А замки накладного типа прикрепляли к полотну двери.
Навесные замки были очень популярны: купцы использовали их для защиты товара от разбойников на торговых путях, морях и реках. Они могли быть самых разных размеров — от крошечных до огромных. Часто замки изготавливали в виде различных фигур, религиозных символов, животных, рыб, птиц.
Самыми популярными украшениями замков были цветные валики и ободки, а также геометрические орнаменты, выполненные в технике точечной инкрустации. Использовали также горячую гравировку, при которой на горячей поверхности металла зубильцами разной формы выбивали узоры или фигуры. Так некоторые замки и ключи превращались в настоящие произведения искусства и символизировали богатство своих хозяев.
С течением времени замки и ключи менялись, становились все более сложными. Для повышения надежности мастера начали снабжать бородки ключей фигурными прорезями, а замки — дугами и полуцилиндрическими деталями с выступами. Такие механизмы называли «секретными барабанами». Пройти в скважину и сдвинуть засов мог только ключ с определенной формой выемок.