До наших дней сохранилась лишь малая часть массивных золотых предметов, созданных в древности. Исследователи объясняют это тем, что ради получения прибыли крупные изделия часто переплавляли, чтобы создать несколько небольших, но все еще дорогих тонкостенных кубков, монет или украшений. Поэтому в музеях по всему миру находится только несколько десятков золотых сосудов из тех тысяч, что некогда украшали пиршественные столы.
Один из таких крупных кувшинов, который сохранился до наших дней в первозданном виде, представлен в экспозиции. Его ручка украшена изображением Сенмурва — существа из иранской мифологии — и стилизованным цветком. Этот сосуд обнаружили в 1943 году во время земляных работ в Молотовской области (современная Пермская область). О том, что кувшин предназначался для праздничного стола или другого торжественного случая, свидетельствует его большой размер и высокая проба золота — 89,76.
Сенмурв — «птица с вершины мирового древа» — один из центральных персонажей древних и средневековых иранских произведений, от «Авесты» до «Шахнаме». Его представляли в виде фантастического крылатого существа, в котором сочетаются черты птицы, льва и собаки. В мифологии и искусстве Древнего Ирана Сенмурв служил символом шахиншахов — Царя царей — династии Сасанидов, поэтому его часто изображали на парадной посуде и дорогих тканях.
Исследователи считают прототипом таких сосудов кувшины, которые изготавливали в технике торевтики — холодной обработки металла — во времена династии персидских правителей Сасанидов. Подобные сосуды создавали и мастера Центральной Азии в период Раннего Средневековья, в VII — начале VIII века, накануне арабского завоевания.
Кувшины издревле входили в состав наборов парадной посуды для пиров. Их высоко ценили представители знати разных степных народов. Например, тюрки, которые контролировали северные маршруты Великого шелкового пути. Похожие сосуды исследователи находили и в Чуйской долине в Семиречье, на территории современной Киргизии, и в древнехакасском погребении второй половины IX — начала X века в Туве.
В Прикамье и Приуралье подобные предметы поступали по Волжскому торговому пути, который связывал государства Средней Азии, Хазарский каганат, Волжскую Булгарию и Русь в IX–X веках. Их обменивали на меха, воск, бобровую струю, а также на рабов.
Один из таких крупных кувшинов, который сохранился до наших дней в первозданном виде, представлен в экспозиции. Его ручка украшена изображением Сенмурва — существа из иранской мифологии — и стилизованным цветком. Этот сосуд обнаружили в 1943 году во время земляных работ в Молотовской области (современная Пермская область). О том, что кувшин предназначался для праздничного стола или другого торжественного случая, свидетельствует его большой размер и высокая проба золота — 89,76.
Сенмурв — «птица с вершины мирового древа» — один из центральных персонажей древних и средневековых иранских произведений, от «Авесты» до «Шахнаме». Его представляли в виде фантастического крылатого существа, в котором сочетаются черты птицы, льва и собаки. В мифологии и искусстве Древнего Ирана Сенмурв служил символом шахиншахов — Царя царей — династии Сасанидов, поэтому его часто изображали на парадной посуде и дорогих тканях.
Исследователи считают прототипом таких сосудов кувшины, которые изготавливали в технике торевтики — холодной обработки металла — во времена династии персидских правителей Сасанидов. Подобные сосуды создавали и мастера Центральной Азии в период Раннего Средневековья, в VII — начале VIII века, накануне арабского завоевания.
Кувшины издревле входили в состав наборов парадной посуды для пиров. Их высоко ценили представители знати разных степных народов. Например, тюрки, которые контролировали северные маршруты Великого шелкового пути. Похожие сосуды исследователи находили и в Чуйской долине в Семиречье, на территории современной Киргизии, и в древнехакасском погребении второй половины IX — начала X века в Туве.
В Прикамье и Приуралье подобные предметы поступали по Волжскому торговому пути, который связывал государства Средней Азии, Хазарский каганат, Волжскую Булгарию и Русь в IX–X веках. Их обменивали на меха, воск, бобровую струю, а также на рабов.