Емкости с антропоморфными (человекоподобными) рисунками составляют особую группу культовых сосудов самусьской культуры. Большинство из них встречаются только на поселении Самусь IV.
На фрагментах сосуда из экспозиции антропоморфные фигуры выполнены в каноническом для самусьской культуры стиле: изображения «человечков» заключены в круг или овал.
Изображениями человекообразных фигур украшали стенки таких сосудов, а на донышках размещали знаки солнечного диска. Практически все антропоморфные фигуры выполнены в едином стиле. Их изображали в разных вариантах, но с соблюдением нескольких требований. «Человечек» чаще всего был представлен в фас. Его руки были выгнуты и опущены к бедрам или согнуты в локтях и подняты вверх. Ноги «человечка» изображали вытянутыми до дна сосуда и чуть изогнутыми в коленях. Голову рисовали схематично: в виде двух-трех коротких вертикальных линий. А туловище обычно покрывали короткой поперечной штриховкой.
В настоящее время исследователи выясняют, кого символизируют такие «человечки» на поверхности самусьских горшков. Возможно, так древние художники изображали духов-покровителей — в масках и стилизованном головном уборе. Эту гипотезу подтверждают другие рисунки, существующие в сибирской культуре: на них изображали шаманов в шапках с перьями. Со временем такие рисунки упростились и в них остался один характерный признак, который сближает их с самусьскими изображениями: два-три стилизованных пера.
Самусьские изображения, по мнению ряда ученых, отражают мировоззрение древних людей, которое относится к зарождению сибирского шаманизма. В этом случае, круги и овалы могли символизировать бубны. Культовую керамику использовали во время религиозных церемоний и обрядов, их посвящали разным сельскохозяйственным работам и выплавке бронзовых орудий.
Древние представители самусьской культуры вели комплексное хозяйство: они охотились, ловили рыбу, разводили скот, собирали плоды и коренья и, предположительно, занимались земледелием. Кроме того, у самусьцев были развиты различные промыслы и ремесла, среди которых особое место занимало бронзолитейное производство. Формы орудий, которые изготавливали самусьцы, были новыми для того времени, а символические рисунки на керамических сосудах отражали довольно сложную систему их представлений о мире. Поэтому исследователи выделяют самусьское искусство в отдельный и самобытный культурный комплекс и считают его одним из самых ярких явлений в истории Северной Азии.
На фрагментах сосуда из экспозиции антропоморфные фигуры выполнены в каноническом для самусьской культуры стиле: изображения «человечков» заключены в круг или овал.
Изображениями человекообразных фигур украшали стенки таких сосудов, а на донышках размещали знаки солнечного диска. Практически все антропоморфные фигуры выполнены в едином стиле. Их изображали в разных вариантах, но с соблюдением нескольких требований. «Человечек» чаще всего был представлен в фас. Его руки были выгнуты и опущены к бедрам или согнуты в локтях и подняты вверх. Ноги «человечка» изображали вытянутыми до дна сосуда и чуть изогнутыми в коленях. Голову рисовали схематично: в виде двух-трех коротких вертикальных линий. А туловище обычно покрывали короткой поперечной штриховкой.
В настоящее время исследователи выясняют, кого символизируют такие «человечки» на поверхности самусьских горшков. Возможно, так древние художники изображали духов-покровителей — в масках и стилизованном головном уборе. Эту гипотезу подтверждают другие рисунки, существующие в сибирской культуре: на них изображали шаманов в шапках с перьями. Со временем такие рисунки упростились и в них остался один характерный признак, который сближает их с самусьскими изображениями: два-три стилизованных пера.
Самусьские изображения, по мнению ряда ученых, отражают мировоззрение древних людей, которое относится к зарождению сибирского шаманизма. В этом случае, круги и овалы могли символизировать бубны. Культовую керамику использовали во время религиозных церемоний и обрядов, их посвящали разным сельскохозяйственным работам и выплавке бронзовых орудий.
Древние представители самусьской культуры вели комплексное хозяйство: они охотились, ловили рыбу, разводили скот, собирали плоды и коренья и, предположительно, занимались земледелием. Кроме того, у самусьцев были развиты различные промыслы и ремесла, среди которых особое место занимало бронзолитейное производство. Формы орудий, которые изготавливали самусьцы, были новыми для того времени, а символические рисунки на керамических сосудах отражали довольно сложную систему их представлений о мире. Поэтому исследователи выделяют самусьское искусство в отдельный и самобытный культурный комплекс и считают его одним из самых ярких явлений в истории Северной Азии.