Антропоморфная — человекоподобная — скульптура «Молящий» относится к предметам первобытного искусства периода ранней бронзы XVII–XIII веков до нашей эры. Ее обнаружили во время раскопок культурного слоя поселения Самусь IV. Сейчас это часть закрытого административно-территориального образования Северск.
Самусь IV можно отнести к оригинальным археологическим памятникам Северной Евразии. Он стал известен благодаря бронзолитейному центру, который здесь обнаружили археологи. Выделенная археологами культура бронзового века, к которой относится «Молящий», получила название по названию поселения — самусьская.
Предположительно, Самусь IV был не столько поселением, сколько сакральным центром для представителей разных культур и традиций. Здесь нашли следы обрядовой деятельности, редкую культовую керамическую посуду, а также антропоморфные скульптуры, выполненные в разных стилях.
«Молящего» мастер вырезал из мягкого камня — агальматолита. Для работы он выбрал технику круглой скульптуры. Она позволяла создавать объемные трехмерные изображения, которые можно обозревать со всех сторон.
Высота фигурки составляет всего 6,6 сантиметра. Это образ обнаженного мужчины в характерной позе: он стоит на коленях с прижатыми к туловищу руками, его спина согнута, плечи опущены вниз. Тело «Молящего» выполнено со строгим соблюдением пропорций.
Мастер точно проработал все детали резцом и прошлифовал их: у мужчины глаза узкие или прищуренные, губы плотно сжаты, на теле видна небольшая татуировка. У него широкое лицо с низким лбом и слегка выдвинутый вперед подбородок. В древности изделие использовали как подвеску — на это указывает специальное отверстие под коленями мужчины.
Искусство самусьской культуры — одно из самых ярких явлений в истории Северной Азии. Оно появилось в Приобье в уже сформировавшемся виде. Исследователи выделяют самусьское искусство в отдельный и самобытный культурный комплекс с развитым бронзолитейным и керамическим производством, новыми для того времени формами оружия и сложными ритуально-мифологическими представлениями.
Самусь IV можно отнести к оригинальным археологическим памятникам Северной Евразии. Он стал известен благодаря бронзолитейному центру, который здесь обнаружили археологи. Выделенная археологами культура бронзового века, к которой относится «Молящий», получила название по названию поселения — самусьская.
Предположительно, Самусь IV был не столько поселением, сколько сакральным центром для представителей разных культур и традиций. Здесь нашли следы обрядовой деятельности, редкую культовую керамическую посуду, а также антропоморфные скульптуры, выполненные в разных стилях.
«Молящего» мастер вырезал из мягкого камня — агальматолита. Для работы он выбрал технику круглой скульптуры. Она позволяла создавать объемные трехмерные изображения, которые можно обозревать со всех сторон.
Высота фигурки составляет всего 6,6 сантиметра. Это образ обнаженного мужчины в характерной позе: он стоит на коленях с прижатыми к туловищу руками, его спина согнута, плечи опущены вниз. Тело «Молящего» выполнено со строгим соблюдением пропорций.
Мастер точно проработал все детали резцом и прошлифовал их: у мужчины глаза узкие или прищуренные, губы плотно сжаты, на теле видна небольшая татуировка. У него широкое лицо с низким лбом и слегка выдвинутый вперед подбородок. В древности изделие использовали как подвеску — на это указывает специальное отверстие под коленями мужчины.
Искусство самусьской культуры — одно из самых ярких явлений в истории Северной Азии. Оно появилось в Приобье в уже сформировавшемся виде. Исследователи выделяют самусьское искусство в отдельный и самобытный культурный комплекс с развитым бронзолитейным и керамическим производством, новыми для того времени формами оружия и сложными ритуально-мифологическими представлениями.