Сосуд яйцевидной формы с вертикальным венчиком, лепили примерно четыре тысячи лет назад без помощи гончарного круга.
Технология лепки восстановлена современными учеными: сначала делали дно, к нему прикрепляли кольцо тулова, потом кольца плечика и венчика. При такой технике лепки образовывалось ребро — уступ.
На сосуде есть орнаменты в виде спирали и в нижней части в «ёлочку». Это не просто рисунки, а сакральные знаки, способные уберечь от порчи и злого глаза, сохранить продукты в целости и сохранности. Орнамент сплетён из стилизованных символов, в которых закодированы человеческие взаимоотношения, весь окружающий мир и представления о жизни, о смерти, о вечности.
Для катакомбной культурно-исторической общности характерны родовые посёлки и невысокие (до 1 м) курганные могильники без кремации, а также катакомбное погребальное устройство, ритуальные керамические курильницы, орнамент в виде шнурового штампа, плоскодонные кубки, скорченное трупоположение на боку. В погребениях встречаются деревянные повозки. Керамический инвентарь несёт в себе элементы культур шаровидных амфор и шнуровой керамики Центральной и Восточной Европы.
Глиняная посуда этого периода отличается формами и орнаментом. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых украшена орнаментом, нанесённым оттисками кручёной верёвки, зубчиками гребёнки или просто острым предметом.
В IV тысячелетии до н. э. человек стал делать орудия труда из меди, во II-м — из бронзы.
Главные занятия населения — скотоводство и мотыжное земледелие, а также охота и рыболовство.
Основная общественная ячейка — патриархальная семья.
Посёлки располагались по берегам рек.
По видам погребений различают ямную культуру — хоронили в неглубоких овальных ямах, катакомбную — ямы с подбоем в стене и срубную — хоронили в деревянных срубах. Общим элементом являлась курганная насыпь.
Памятники энеолита и бронзового века обнаружены повсеместно на территории области.
Технология лепки восстановлена современными учеными: сначала делали дно, к нему прикрепляли кольцо тулова, потом кольца плечика и венчика. При такой технике лепки образовывалось ребро — уступ.
На сосуде есть орнаменты в виде спирали и в нижней части в «ёлочку». Это не просто рисунки, а сакральные знаки, способные уберечь от порчи и злого глаза, сохранить продукты в целости и сохранности. Орнамент сплетён из стилизованных символов, в которых закодированы человеческие взаимоотношения, весь окружающий мир и представления о жизни, о смерти, о вечности.
Сосуд принадлежал племенам катакомбной культурно-исторической общности, которая считается первой археологической культурой относящейся к эпохе бронзы.
Для катакомбной культурно-исторической общности характерны родовые посёлки и невысокие (до 1 м) курганные могильники без кремации, а также катакомбное погребальное устройство, ритуальные керамические курильницы, орнамент в виде шнурового штампа, плоскодонные кубки, скорченное трупоположение на боку. В погребениях встречаются деревянные повозки. Керамический инвентарь несёт в себе элементы культур шаровидных амфор и шнуровой керамики Центральной и Восточной Европы.
Глиняная посуда этого периода отличается формами и орнаментом. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых украшена орнаментом, нанесённым оттисками кручёной верёвки, зубчиками гребёнки или просто острым предметом.
В IV тысячелетии до н. э. человек стал делать орудия труда из меди, во II-м — из бронзы.
Главные занятия населения — скотоводство и мотыжное земледелие, а также охота и рыболовство.
Основная общественная ячейка — патриархальная семья.
Посёлки располагались по берегам рек.
По видам погребений различают ямную культуру — хоронили в неглубоких овальных ямах, катакомбную — ямы с подбоем в стене и срубную — хоронили в деревянных срубах. Общим элементом являлась курганная насыпь.
Памятники энеолита и бронзового века обнаружены повсеместно на территории области.