Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Судьба города — судьба России»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Сосуд керамический

Время создания
XVI век
Размер
22,5x8 см
Техника
глина, лепка, черное лощение
0
Открыть в приложении
#2
В экспозиции Краеведческого музея Коломны представлена разнообразная по форме и размеру столовая и кухонная посуда. Глиняные горшки, корчаги, кувшины, миски, кубышки. Коломенское гончарное ремесло славилось производством лощеной посуды.

Лощение было одним из старейших приемов украшения глиняных изделий. Оно делало поверхность изделий более прочной и менее водопроницаемой. Лощеная керамика подразделяется на краснолощеную и чернолощеную. Большинство сосудов, представленных в музее, выполнены в чернолощеной технике, которая бытовала во многих городах Московского государства начиная с XVI века. Поверхность подсушенных изделий во время изготовления чернолощеной керамики еще до обжига заглаживают — лощат специальным инструментом, лощилом. Им мог служить гладкий камушек. Затем изделия обжигаются в коптящем пламени без доступа кислорода.

Обжиг чернолощеной керамики — один из самых интересных моментов. В результате этого процесса изделие приобретает серебристо- или смолисто-черную глянцевую поверхность. Полученный оттенок зависит от того, какой породы дрова выбраны для обжига и какие именно химические реакции происходят. В качестве источника дыма могли использовать и старое тряпье. Вероятно, именно от выбора источника дыма и берет свою историю название «ведьминская посуда». Восстановителем, как правило, служит окись углерода, которая выделяется при сгорании органических веществ: угля, дерева и других предметов.

Существует еще один способ чернения керамики — «окунание» изделий в опилки. После обжига изделия достают из печи при температуре около 700°С и погружают в закрывающийся чан с опилками. Это очень зрелищный способ, в наши дни гончары любят показывать его на фестивалях. Но вместе с тем он довольно трудоемкий, изделия часто растрескиваются из-за перепада температур.

До ХVIII века процедура лощения полностью заменяла глазурование, так как сделать качественную глазурь и правильно ее обжечь было довольно дорого. В ХVIII веке чернолощеная керамика постепенно уступает место быстро развивающемуся фарфору, сперва заняв нишу элементарной крестьянской утвари, а затем и вовсе почти исчезнув из обихода. Интересно, что изделия, выполненные в этой технике, не употреблялись для варки пищи, так как, пребывая в огне печи, они теряли свой черный цвет. Зато в такой посуде медленнее, чем в обычной, скисали различные продукты, особенно молочные, что способствовало ее активному распространению.
#4
Сосуд керамический
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Сосуд керамический

Время создания
XVI век
Размер
22,5x8 см
Техника
глина, лепка, черное лощение
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%