В экспозиции Краеведческого музея Коломны представлена разнообразная по форме и размеру столовая и кухонная посуда. Глиняные горшки, корчаги, кувшины, миски, кубышки. Коломенское гончарное ремесло славилось производством лощеной посуды.
Лощение было одним из старейших приемов украшения глиняных изделий. Оно делало поверхность изделий более прочной и менее водопроницаемой. Лощеная керамика подразделяется на краснолощеную и чернолощеную. Большинство сосудов, представленных в музее, выполнены в чернолощеной технике, которая бытовала во многих городах Московского государства начиная с XVI века. Поверхность подсушенных изделий во время изготовления чернолощеной керамики еще до обжига заглаживают — лощат специальным инструментом, лощилом. Им мог служить гладкий камушек. Затем изделия обжигаются в коптящем пламени без доступа кислорода.
Обжиг чернолощеной керамики — один из самых интересных моментов. В результате этого процесса изделие приобретает серебристо- или смолисто-черную глянцевую поверхность. Полученный оттенок зависит от того, какой породы дрова выбраны для обжига и какие именно химические реакции происходят. В качестве источника дыма могли использовать и старое тряпье. Вероятно, именно от выбора источника дыма и берет свою историю название «ведьминская посуда». Восстановителем, как правило, служит окись углерода, которая выделяется при сгорании органических веществ: угля, дерева и других предметов.
Существует еще один способ чернения керамики — «окунание» изделий в опилки. После обжига изделия достают из печи при температуре около 700°С и погружают в закрывающийся чан с опилками. Это очень зрелищный способ, в наши дни гончары любят показывать его на фестивалях. Но вместе с тем он довольно трудоемкий, изделия часто растрескиваются из-за перепада температур.
До ХVIII века процедура лощения полностью заменяла глазурование, так как сделать качественную глазурь и правильно ее обжечь было довольно дорого. В ХVIII веке чернолощеная керамика постепенно уступает место быстро развивающемуся фарфору, сперва заняв нишу элементарной крестьянской утвари, а затем и вовсе почти исчезнув из обихода. Интересно, что изделия, выполненные в этой технике, не употреблялись для варки пищи, так как, пребывая в огне печи, они теряли свой черный цвет. Зато в такой посуде медленнее, чем в обычной, скисали различные продукты, особенно молочные, что способствовало ее активному распространению.
Лощение было одним из старейших приемов украшения глиняных изделий. Оно делало поверхность изделий более прочной и менее водопроницаемой. Лощеная керамика подразделяется на краснолощеную и чернолощеную. Большинство сосудов, представленных в музее, выполнены в чернолощеной технике, которая бытовала во многих городах Московского государства начиная с XVI века. Поверхность подсушенных изделий во время изготовления чернолощеной керамики еще до обжига заглаживают — лощат специальным инструментом, лощилом. Им мог служить гладкий камушек. Затем изделия обжигаются в коптящем пламени без доступа кислорода.
Обжиг чернолощеной керамики — один из самых интересных моментов. В результате этого процесса изделие приобретает серебристо- или смолисто-черную глянцевую поверхность. Полученный оттенок зависит от того, какой породы дрова выбраны для обжига и какие именно химические реакции происходят. В качестве источника дыма могли использовать и старое тряпье. Вероятно, именно от выбора источника дыма и берет свою историю название «ведьминская посуда». Восстановителем, как правило, служит окись углерода, которая выделяется при сгорании органических веществ: угля, дерева и других предметов.
Существует еще один способ чернения керамики — «окунание» изделий в опилки. После обжига изделия достают из печи при температуре около 700°С и погружают в закрывающийся чан с опилками. Это очень зрелищный способ, в наши дни гончары любят показывать его на фестивалях. Но вместе с тем он довольно трудоемкий, изделия часто растрескиваются из-за перепада температур.
До ХVIII века процедура лощения полностью заменяла глазурование, так как сделать качественную глазурь и правильно ее обжечь было довольно дорого. В ХVIII веке чернолощеная керамика постепенно уступает место быстро развивающемуся фарфору, сперва заняв нишу элементарной крестьянской утвари, а затем и вовсе почти исчезнув из обихода. Интересно, что изделия, выполненные в этой технике, не употреблялись для варки пищи, так как, пребывая в огне печи, они теряли свой черный цвет. Зато в такой посуде медленнее, чем в обычной, скисали различные продукты, особенно молочные, что способствовало ее активному распространению.