В Коломне на Городище стоит древняя церковь Зачатия Иоанна Предтечи. Храм построен в бывшем епископском селе Городище из грубо отесанного белого камня и полубута. Исследователи датируют церковь XIV веком. Нижняя часть храма — самая древняя постройка, сохранившаяся на территории Московской области. От этого древнейшего сооружения до нас дошли стены четверика примерно на половину его высоты, а также стены апсид.
Со дня основания храм неоднократно поновлялся и украшался усердием коломенских благотворителей. Коломенские документы хранят имена купцов — устроителей храма. В середине XIX века коломенский купец Пономарёв И.П. передал «серебряную ризу на икону Усекновения главы Иоанна Предтечи», купец Алексеев Ф.С. пожертвовал «Евангелие и 570 рублей», «ризы и стихарь» передал купец Пономарёв Е.Г.
Церковь Иоанна Предтечи интересна не только своей историей и архитектурой, но и загадкой в виде рельефа, изображающего диковинного зверя. Подлинник блока с рельефом, выполненном на нем, хранится сегодня в краеведческом музее города, а в стене храма оставлена копия. Одни исследователи (Альтшуллер Б.Л.) называют изображеное существо единорогом, другие (профессор Некрасов А.И.) предполагают, что резные плиты с изображением драконов типа городищенского и владимирского являются гербами князей суздальских. В народе же этот рельеф называют «Батыева печать», она и сегодня является одним из символов Коломны. С ней связано большое количество местных легенд и преданий. Местное предание связывает камень с началом монголо-татарского нашествия на Русь и кровопролитным сражением под Коломной.
По преданию, Батый приказал установить на могиле убитого в сражении русского князя Романа Рязанского охранный камень с изображением зверя, чтобы монголы впоследствии не осмелились осквернить ее, поэтому зверь сохранился в народной памяти как Батыева печать и дошел до наших дней в кладке древнего Городищенского храма. Исследователи склонны видеть в звере-единороге древний охранный и геральдический знак Коломны. Именно он был выбит на самой ранней монете города. Образ единорога был особо популярен во времена правления Василия III, Ивана Грозного и первых Романовых.
Со дня основания храм неоднократно поновлялся и украшался усердием коломенских благотворителей. Коломенские документы хранят имена купцов — устроителей храма. В середине XIX века коломенский купец Пономарёв И.П. передал «серебряную ризу на икону Усекновения главы Иоанна Предтечи», купец Алексеев Ф.С. пожертвовал «Евангелие и 570 рублей», «ризы и стихарь» передал купец Пономарёв Е.Г.
Церковь Иоанна Предтечи интересна не только своей историей и архитектурой, но и загадкой в виде рельефа, изображающего диковинного зверя. Подлинник блока с рельефом, выполненном на нем, хранится сегодня в краеведческом музее города, а в стене храма оставлена копия. Одни исследователи (Альтшуллер Б.Л.) называют изображеное существо единорогом, другие (профессор Некрасов А.И.) предполагают, что резные плиты с изображением драконов типа городищенского и владимирского являются гербами князей суздальских. В народе же этот рельеф называют «Батыева печать», она и сегодня является одним из символов Коломны. С ней связано большое количество местных легенд и преданий. Местное предание связывает камень с началом монголо-татарского нашествия на Русь и кровопролитным сражением под Коломной.
По преданию, Батый приказал установить на могиле убитого в сражении русского князя Романа Рязанского охранный камень с изображением зверя, чтобы монголы впоследствии не осмелились осквернить ее, поэтому зверь сохранился в народной памяти как Батыева печать и дошел до наших дней в кладке древнего Городищенского храма. Исследователи склонны видеть в звере-единороге древний охранный и геральдический знак Коломны. Именно он был выбит на самой ранней монете города. Образ единорога был особо популярен во времена правления Василия III, Ивана Грозного и первых Романовых.