В коллекции Касимовского музея-заповедника можно увидеть различные элементы женского крестьянского костюма XIX века, в том числе сороку — так называли старинный головной убор замужней женщины или его часть.
На Руси головной убор имел несколько функций. Во-первых, он имел практическое значение и защищал голову от холода или жары. Во-вторых, он был показателем статуса и мог рассказать подробности о владельце — откуда тот родом, какое у него семейное и финансовое положение.
Для женщин головной убор был обязательной частью костюма. Молодые девушки носили обручи, венцы, ленты, повязки, которые не скрывали волосы. А замужние женщины должны были полностью покрывать голову, поэтому вне зависимости от возраста они надевали сороку, а реже — повязывали платок.
Традиционный головной убор замужней женщины был многослойным. Сначала на волосы надевали кичку — мягкую холщовую шапочку, которая плотно облегала голову и имела плотное уплощенное возвышение спереди.
К кичке прикрепляли две полоски ткани: одна называлась «позатылень» и защищала затылок, а другая, очелье, прикрывала лоб. Сверху надевали чехол, который, как и весь головной убор в целом, называли сорокой. Его шили из мягкого бархата, кумача или шелка, а сверху украшали бусинами, бисером и бахромой. У сороки из коллекции музея уже было пришито украшенное очелье, а бисерный позатылень владелицы подвязывали сзади только по праздникам.
Будничные сороки шили из недорогих тканей и практически не украшали. Дома их часто носили без позатыленя, а иногда — без очелья. Праздничные сороки были нарядными: их украшали цветными лентами, цветами и перьями.
Первый раз девушка надевала сороку в день венчания или на следующий день после брачной ночи. В этот момент она переходила в новый статус замужней девушки, поэтому такое действие сопровождалось специальным торжественным обрядом. Вокруг невесты собирались пожилые женщины, которые заплетали молодушке две косы, укладывали их вокруг головы венком или складывали на темени, а затем медленно надевали все части головного убора. Обряд сопровождали песнями, в которых рассказывалось, как девушка распрощалась «со своей волей-волюшкой, девичьей красой» и стала замужней женщиной.
На Руси головной убор имел несколько функций. Во-первых, он имел практическое значение и защищал голову от холода или жары. Во-вторых, он был показателем статуса и мог рассказать подробности о владельце — откуда тот родом, какое у него семейное и финансовое положение.
Для женщин головной убор был обязательной частью костюма. Молодые девушки носили обручи, венцы, ленты, повязки, которые не скрывали волосы. А замужние женщины должны были полностью покрывать голову, поэтому вне зависимости от возраста они надевали сороку, а реже — повязывали платок.
Традиционный головной убор замужней женщины был многослойным. Сначала на волосы надевали кичку — мягкую холщовую шапочку, которая плотно облегала голову и имела плотное уплощенное возвышение спереди.
К кичке прикрепляли две полоски ткани: одна называлась «позатылень» и защищала затылок, а другая, очелье, прикрывала лоб. Сверху надевали чехол, который, как и весь головной убор в целом, называли сорокой. Его шили из мягкого бархата, кумача или шелка, а сверху украшали бусинами, бисером и бахромой. У сороки из коллекции музея уже было пришито украшенное очелье, а бисерный позатылень владелицы подвязывали сзади только по праздникам.
Будничные сороки шили из недорогих тканей и практически не украшали. Дома их часто носили без позатыленя, а иногда — без очелья. Праздничные сороки были нарядными: их украшали цветными лентами, цветами и перьями.
Первый раз девушка надевала сороку в день венчания или на следующий день после брачной ночи. В этот момент она переходила в новый статус замужней девушки, поэтому такое действие сопровождалось специальным торжественным обрядом. Вокруг невесты собирались пожилые женщины, которые заплетали молодушке две косы, укладывали их вокруг головы венком или складывали на темени, а затем медленно надевали все части головного убора. Обряд сопровождали песнями, в которых рассказывалось, как девушка распрощалась «со своей волей-волюшкой, девичьей красой» и стала замужней женщиной.