В основе иконографии «Сорока мучеников севастийских» лежит история о подвиге воинов-христиан в 320 году в Севастии, на территории современной Турции. Они служили в составе римского XII Молниеносного легиона при императоре Лицинии. Когда военачальник Агрикола приказал им поклониться языческим богам, воины отказались. В наказание их раздели и загнали в ледяное озеро. Для тех, кто отречётся от Христа, на берегу затопили баню. Сдался только один, но он умер, как только вошёл в помещение, чтобы отогреться. Один из стражников, наоборот, присоединился к приговоренным. По преданию, к утру лёд растаял, а в небе над мучениками засияли 40 венцов. И тогда римляне перебили им ноги и затем сожгли. Кости язычники бросили в озеро, чтобы верующие не могли никого похоронить. Однако кости светились в воде, и спустя три дня епископу Севастийскому Петру удалось их собрать и предать земле по христианским обычаям
Сорок мучеников севастийских
Время создания
1724 год
Размер
62,5x49,7 см
Техника
Дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Сорок мучеников севастийских
#2
#3
Об иконе
#4
Икона из коллекции Рыбинского музея-заповедника написана в 1724 году — именно этот год указан на самом образе. Неизвестный автор создал образ в духе своего времени: тогда в искусстве господствовал стиль барокко. На этой иконе также можно заметить черты этого стиля — многофигурность, декоративность и яркие, насыщенные цвета. Мастер использовал прямую перспективу, характерную для светской живописи, реалистично изобразил даль. Однако манера «личного» письма — так называют изображение ликов и открытых частей тела, а также упрощённое изображение архитектурных форм соответствуют традициям древнерусской иконописи.
Образ написан на деревянных досках, скреплённых вместе. Поверхность мастера шлифовали и покрывали левкасом — смесью мела и клея. В отличие от более ранних икон, здесь не вырезан ковчег — прямоугольное углубление для основного рисунка. Иконописцы XVIII и последующих веков выделяли поля только цветом. Краски использовали темперные — их изготавливали из порошковых пигментов и сырого яичного желтка. Перед тем, как развести краску, желток выдерживали в тепле, чтобы он потерял вязкость, затем слегка разбавляли квасом или водой.
В нижней части икона украшена картушем — декоративным свитком с вензелями. На нём кратко описан подвиг севастийцев.
Образ написан на деревянных досках, скреплённых вместе. Поверхность мастера шлифовали и покрывали левкасом — смесью мела и клея. В отличие от более ранних икон, здесь не вырезан ковчег — прямоугольное углубление для основного рисунка. Иконописцы XVIII и последующих веков выделяли поля только цветом. Краски использовали темперные — их изготавливали из порошковых пигментов и сырого яичного желтка. Перед тем, как развести краску, желток выдерживали в тепле, чтобы он потерял вязкость, затем слегка разбавляли квасом или водой.
В нижней части икона украшена картушем — декоративным свитком с вензелями. На нём кратко описан подвиг севастийцев.
#5
Рыбинский музей-заповедник
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Сорок мучеников севастийских
Время создания
1724 год
Размер
62,5x49,7 см
Техника
Дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2

Открыть в приложении
Поделиться