Небольшая серебряная солонка выполнена в стиле «тромплей». Это название происходит от французского trompe l' oeil — «обман зрения». Солонка изготовлена в виде трона с высокой резной спинкой и открывающимся сиденьем.
Жанр «обманывающих» изображений сложился в античности. Лучшим изображением считалось то, которое зритель ошибочно примет за действительность. Так появилось множество легенд о соперничестве античных живописцев в мастерстве. Например, история о живописце Зевксисе из Афин. В соревновании с Паррасием, согласно рассказу Плиния Старшего, Зевксис написал картину с виноградом, «выполненную настолько удачно, что на сцену стали прилетать птицы». Паррасий в ответ представил картину «с написанным на ней полотном, воспроизведенным с такой верностью, что Зевксис, возгордившись судом птиц, потребовал убрать наконец полотно и показать картину, а поняв свою ошибку, уступил пальму первенства, искренне стыдясь, оттого что сам он ввел в заблуждение птиц, а Паррасий — его, художника».
Декор солонки-трона выполнен в древнерусском стиле, а сиденье украшено гравированным растительным орнаментом. На дне сохранились клеймо мастера — «ВЗМ» — и выгравированный женский профиль с кокошником.
На Руси солонки чаще всего делали из бересты и глины. В них соль хранилась долго, не портилась и не сырела. Солонки изготавливали самых разных форм, например, популярны были сосуды в форме утки. Согласно преданиям, утки охраняют клады, и в том месте, где зарыто богатство, видны отпечатки утиных лап. На Руси соль была дорогим продуктом и считалась таким же кладом, как, например, сундук с золотом.
Позже солонки стали вырезать в виде животных, бочонков, тронов, пасхальных яиц, сундуков, шахматных фигур. Как правило, эти сосуды состояли из двух частей. Верхняя представляла собой крышку, которую можно было повернуть в сторону или просто снять. Нижняя часть предназначалась для самой соли. Солонки украшали выдолбленными или выжженными надписями. Состоятельные люди могли позволить себе солонки, выполненные из золота, серебра, фарфора, стекла.
До середины XIX века словом «солонка» называли коробочки для хранения соли и пряностей без отверстий в крышках. Привычные нам солонки, из которых можно посыпать блюдо солью, появились только во второй половине столетия.
Жанр «обманывающих» изображений сложился в античности. Лучшим изображением считалось то, которое зритель ошибочно примет за действительность. Так появилось множество легенд о соперничестве античных живописцев в мастерстве. Например, история о живописце Зевксисе из Афин. В соревновании с Паррасием, согласно рассказу Плиния Старшего, Зевксис написал картину с виноградом, «выполненную настолько удачно, что на сцену стали прилетать птицы». Паррасий в ответ представил картину «с написанным на ней полотном, воспроизведенным с такой верностью, что Зевксис, возгордившись судом птиц, потребовал убрать наконец полотно и показать картину, а поняв свою ошибку, уступил пальму первенства, искренне стыдясь, оттого что сам он ввел в заблуждение птиц, а Паррасий — его, художника».
Декор солонки-трона выполнен в древнерусском стиле, а сиденье украшено гравированным растительным орнаментом. На дне сохранились клеймо мастера — «ВЗМ» — и выгравированный женский профиль с кокошником.
На Руси солонки чаще всего делали из бересты и глины. В них соль хранилась долго, не портилась и не сырела. Солонки изготавливали самых разных форм, например, популярны были сосуды в форме утки. Согласно преданиям, утки охраняют клады, и в том месте, где зарыто богатство, видны отпечатки утиных лап. На Руси соль была дорогим продуктом и считалась таким же кладом, как, например, сундук с золотом.
Позже солонки стали вырезать в виде животных, бочонков, тронов, пасхальных яиц, сундуков, шахматных фигур. Как правило, эти сосуды состояли из двух частей. Верхняя представляла собой крышку, которую можно было повернуть в сторону или просто снять. Нижняя часть предназначалась для самой соли. Солонки украшали выдолбленными или выжженными надписями. Состоятельные люди могли позволить себе солонки, выполненные из золота, серебра, фарфора, стекла.
До середины XIX века словом «солонка» называли коробочки для хранения соли и пряностей без отверстий в крышках. Привычные нам солонки, из которых можно посыпать блюдо солью, появились только во второй половине столетия.