Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Иконы Балахны»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Рождество Христово

Время создания
начало XVIII века
Место создания
Россия
Размер
90x62 см
Техника
дерево, левкас, темпера
0
Открыть в приложении
#4
Первые известные памятники, повествующие о Рождестве Христовом, датированы III–IV веками. Они были выполнены на стенах римских катакомб и содержат только фигуры Божией Матери, Богомладенца и волхвов. Со временем композиция стала более распространенной и многофигурной и в общих чертах сложилась к VII столетию.

Центральное место на иконе занимает Богоматерь, держащая на руках Младенца. В ранних изводах было принято изображать Её сидящей: такая поза свидетельствовала о чудесных безболезненных родах. В более поздних вариантах Богородица возлежит на одре. Автор этого памятника возвращается к древней традиции.

За спиной Марии изображен праведный Иосиф, погруженный в раздумья. Многочисленная группа, расположенная по левую руку от зрителя, включает волхвов и пастухов, пришедших по зову Вифлеемской звезды, а также вола и осла.

Коленопреклоненные волхвы подносят Богомладенцу символические дары. Золото — дань «Царю царей и Господу господствующих» (Откр. 19:16). Ладан — церковное благовоние:
#6
Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Пс. 109:4
#7
Смирна — благовоние, которым у иудеев принято было умащать умерших, безвинному Мученику.

Пастухи ожидают своей очереди поклониться Спасителю.

Вол и осел в сцене Рождества могут рассматриваться как историческая деталь (на ослике ехала Дева Мария, вол был взят на продажу) и как воплощение пророчества Исаии:
#8
Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня.
Ис. 1:3
#9
В облаках над пещерой два ангела поддерживают ленту, двое поют славу родившемуся Спасителю. Между ними — сияющая Вифлеемская звезда. Ангелы стали появляться на рождественских иконах в VIII–IX веках.

На переднем плане Святому Семейству предстоят избранные святые и дохристианские праведники.

Многозначен образ пещеры на иконе. Это и реальная пещера, в которой произошло Рождение Спасителя, и символ темного земного мира, в который пришел свет Христов, и аллегорическое обозначение чрева Марии. Трон, на котором сидит Богоматерь, подчеркивает царственное достоинство Её и младенца Иисуса.

Яркая светлая цветовая гамма отражает радость и торжественность события.

Икона происходит из местного ряда придела святого Антипы Перганского храма Рождества Христова города Балахны, что прежде принадлежал женскому монастырю XVI века. В 1991 году была проведена реставрация памятника.
#10
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Рождество Христово

Время создания
начало XVIII века
Место создания
Россия
Размер
90x62 см
Техника
дерево, левкас, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%