Первые известные памятники, повествующие о Рождестве Христовом, датированы III–IV веками. Они были выполнены на стенах римских катакомб и содержат только фигуры Божией Матери, Богомладенца и волхвов. Со временем композиция стала более распространенной и многофигурной и в общих чертах сложилась к VII столетию.
Центральное место на иконе занимает Богоматерь, держащая на руках Младенца. В ранних изводах было принято изображать Её сидящей: такая поза свидетельствовала о чудесных безболезненных родах. В более поздних вариантах Богородица возлежит на одре. Автор этого памятника возвращается к древней традиции.
За спиной Марии изображен праведный Иосиф, погруженный в раздумья. Многочисленная группа, расположенная по левую руку от зрителя, включает волхвов и пастухов, пришедших по зову Вифлеемской звезды, а также вола и осла.
Коленопреклоненные волхвы подносят Богомладенцу символические дары. Золото — дань «Царю царей и Господу господствующих» (Откр. 19:16). Ладан — церковное благовоние:
Центральное место на иконе занимает Богоматерь, держащая на руках Младенца. В ранних изводах было принято изображать Её сидящей: такая поза свидетельствовала о чудесных безболезненных родах. В более поздних вариантах Богородица возлежит на одре. Автор этого памятника возвращается к древней традиции.
За спиной Марии изображен праведный Иосиф, погруженный в раздумья. Многочисленная группа, расположенная по левую руку от зрителя, включает волхвов и пастухов, пришедших по зову Вифлеемской звезды, а также вола и осла.
Коленопреклоненные волхвы подносят Богомладенцу символические дары. Золото — дань «Царю царей и Господу господствующих» (Откр. 19:16). Ладан — церковное благовоние: