Мраморная статуя «Смирение» — одна из знаковых работ в коллекции Тамбовской картинной галереи. Автор скульптуры — итальянский скульптор эпохи неоклассицизма Лоренцо Бартолини.
Лоренцо Бартолини (1777–1850) — один из самых выдающихся скульпторов поколения Антонио Кановы. Скульптор пользовался большой популярностью в обществе и был замечен сильными мира сего. Сам Наполеон оказывал скульптору личное покровительство. С падением Наполеона скульптор перебрался во Флоренцию и остался там навсегда.
Статуя «Смирение» из фондов картинной галереи, поступившая из коллекции Чичерина Б.Н., поначалу обозначалась как работа итальянского скульптора Франческо Барцаги. Однако еще в начале 1960-х годов сотрудник галереи Саликов А.Е., изучив надписи на плите статуи, установил, что автором композиции является итальянский скульптор Лоренцо Бартолини. Одновременно с возвращением имени автора обнаружилось, что аналогичная скульптура под названием «Смирение» хранится в Эрмитаже. В Эрмитаж был направлен запрос. В ответном письме старшего научного сотрудника Косаревой Н.К. сообщалось, что статуя из Тамбова, предположительно, является одним из авторских экземпляров, то есть сделана от начала до конца самим Бартолини, а после его смерти закончена его ближайшим учеником Паскуале Романелли.
В 2000-х годах в ходе подготовки очередного каталога произведений из фондов Тамбовской галереи у искусствоведа Саляховой Е.И. возникла версия о происхождении скульптуры из художественной коллекции графа Павла Сергеевича Строганова. В пользу этой версии, помимо обнаруженной краткой ссылки в списке вывезенных из экономии Строганова произведений, говорят и сведения о тесных контактах Бартолини с Демидовым А.Н., который приходился двоюродным дядей Павлу Сергеевичу. Предположительно, по заказу Демидова скульптор выполнил памятник его отцу Демидову Н.Н., бывшему посланником при Тосканском дворе.
Любопытно, что в начале XXI века в популярной серии «Великие музеи мира» вышел альбом, посвященный музею Польди-Пеццоли в Милане, где представлена знакомая скульптура, но уже под названием «Вера в бога». Мраморная статуя из Милана датируется 1833–1836 годами и близка по размерам к тамбовскому экземпляру. В комментарии к снимку в альбоме изложена история создания скульптуры по заказу матери основателя музейной коллекции Джана Джакомо Польди-Пеццоли для утешения в постигшем ее горе. Идея спасительной веры, положенная в основу образного решения композиции, определила и выразительное название произведения.
Лоренцо Бартолини (1777–1850) — один из самых выдающихся скульпторов поколения Антонио Кановы. Скульптор пользовался большой популярностью в обществе и был замечен сильными мира сего. Сам Наполеон оказывал скульптору личное покровительство. С падением Наполеона скульптор перебрался во Флоренцию и остался там навсегда.
Статуя «Смирение» из фондов картинной галереи, поступившая из коллекции Чичерина Б.Н., поначалу обозначалась как работа итальянского скульптора Франческо Барцаги. Однако еще в начале 1960-х годов сотрудник галереи Саликов А.Е., изучив надписи на плите статуи, установил, что автором композиции является итальянский скульптор Лоренцо Бартолини. Одновременно с возвращением имени автора обнаружилось, что аналогичная скульптура под названием «Смирение» хранится в Эрмитаже. В Эрмитаж был направлен запрос. В ответном письме старшего научного сотрудника Косаревой Н.К. сообщалось, что статуя из Тамбова, предположительно, является одним из авторских экземпляров, то есть сделана от начала до конца самим Бартолини, а после его смерти закончена его ближайшим учеником Паскуале Романелли.
В 2000-х годах в ходе подготовки очередного каталога произведений из фондов Тамбовской галереи у искусствоведа Саляховой Е.И. возникла версия о происхождении скульптуры из художественной коллекции графа Павла Сергеевича Строганова. В пользу этой версии, помимо обнаруженной краткой ссылки в списке вывезенных из экономии Строганова произведений, говорят и сведения о тесных контактах Бартолини с Демидовым А.Н., который приходился двоюродным дядей Павлу Сергеевичу. Предположительно, по заказу Демидова скульптор выполнил памятник его отцу Демидову Н.Н., бывшему посланником при Тосканском дворе.
Любопытно, что в начале XXI века в популярной серии «Великие музеи мира» вышел альбом, посвященный музею Польди-Пеццоли в Милане, где представлена знакомая скульптура, но уже под названием «Вера в бога». Мраморная статуя из Милана датируется 1833–1836 годами и близка по размерам к тамбовскому экземпляру. В комментарии к снимку в альбоме изложена история создания скульптуры по заказу матери основателя музейной коллекции Джана Джакомо Польди-Пеццоли для утешения в постигшем ее горе. Идея спасительной веры, положенная в основу образного решения композиции, определила и выразительное название произведения.