Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Интерактивный музей книги»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Слово о полку Игореве

Время создания
1934
Место создания
Москва: Academia
Размер
29,5x43,5 см
3
Открыть в приложении
#1
#4

Слово о полку Игореве.
Москва, 1934.

#3
Книга экспонируется в витрине «Образцы книжного искусства».
Текст подготовлен к печати С. К. Шамбинаго и В. Ф. Ржигой. 
Переплет и иллюстрации выполнены в технике лаковой миниатюры палехским мастером И. И. Голиковым. Им же написан текст (стилизация уставного письма), а также декоративные элементы — заставки, инициалы, концовки.

Перевод на современный русский язык: 
Слово о полку Игореве. Ред. С. Шамбинаго; пер. С. Шервинского и Г. Шторма / Ст. и коммент. В. Ржиги и С. Шамбинаго. Серия: Памятники древней русской литературы. Ленинград, Москва: «Академия», 1934.
Электронная версия перевода на сайте НЭБ (Национальной электронной библиотеки).

Лекция академика Андрея Анатольевича Зализняка о доказательствах подлинности текста «Слова о полку Игореве» (программа ACADEMIA на канале «Культура»: часть 1, часть 2).
#11
О технике письма палехских мастеров, исторических корнях этого достаточно молодого направления декоративно-прикладного искусства («Артель древней живописи» образована в 1924 году) многое можно узнать из книги художника артели, Николая Михайловича Зиновьева («Искусство Палеха», Ленинград, 1968).

Декоративная живопись Палеха советского периода основана на иконописных традициях палехской школы, которые, в свою очередь, унаследовали стилистику новгородской (XV век) и строгановской (XVII век) иконы.
#12
«Тебе придется забыть васнецовскую и нестеровскую живопись и вспомнить строгую иконопись, как и мне отказаться от фряжской живописи. Бакушинский также говорит, надо хранить в этой работе наш традиционный иконописный стиль, это самое ценное для палехского нового дела»
И. И. Голиков — Н. М. Зиновьеву
#13
Каждый палехский мастер был в большей мере привержен какой-то одной из этих двух традиций. Для Голикова определяющей стала стилистика строгановской иконы.
Его работы отличает сложность и многоэлементность. Композиции полны динамики — в пластике и жестах отдельных персонажей, в сложных переплетениях устремленных в разных направлениях фигур, в вихревых потоках построений.
#8
1. Клеймо иконы «Житие Николая Чудотворца» (палехская традиция, конец XVII века).
2. Иван Голиков. «Поход».
#14
В его работах нет линейной и воздушной перспективы: соотношения элементов и планов условны. Много разномасштабных композиций: мелкие и крупные элементы уживаются в одной плоскости. Каждый из планов проработан с равной степенью четкости деталей.
#7
1. Гурий Никитин. «Мученики Кирик и Иулитта» (икона строгановского письма, 80-е годы XVII века).
2. Иван Голиков. «Плач Ярославны».
#15
От строгановской иконописи идет и техника письма Ивана Голикова. Миниатюрность тщательно выписанных деталей («мелочное письмо»), тонкая роспись фигур, узоров на одеждах («парча»), множественных объемно переданных складок («козелков»). Все это выполнено с соблюдением последовательности наложения слоев, точно заданной иконописной техникой, с характерными обильно выписанными бликами («пробелами») серебром, золотом и белилами.
#9
1. Симон Ушаков. «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (икона строгановского письма, 1676).
2. Иван Голиков. «Пленение Игоря».
#16
«Иван Иванович был очень темпераментным художником. Он работал стихийно, по вдохновению, мало задумывался, ему приходили мысли молниеносно. Он работал без эскизов и рисунков, а в большинстве случаев рисовал кистью непосредственно на предмете белилами и вместе с тем делал и белильную подготовку. Бывало, он рисует, ему не нравится, и по нескольку раз он смывает белильный рисунок и вновь рисует.»
Н. М. Зиновьев
#17
Иван Иванович Голиков в работе над изданием «Слова о полку Игореве» использовал лак экспериментального состава, им покрыты переплет и иллюстрации книжного блока. С течением времени покрытие изменило цвет красок, причем в разных экземплярах по-разному. Исходные цвета известны по переизданиям книги, а также по украшениям в тексте, которые не были покрыты лаком.
читать дальшескрыть

Слово о полку Игореве

Время создания
1934
Место создания
Москва: Academia
Размер
29,5x43,5 см
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%