1 / 7
Слово о полку Игореве
Время создания
1934
Место создания
Москва: Academia
Размер
29,5x43,5 см
Коллекция
Выставка
3
Открыть в приложении#1
#4
Слово о полку Игореве.
#3
Книга экспонируется в витрине «Образцы книжного искусства».
Текст подготовлен к печати С. К. Шамбинаго и В. Ф. Ржигой.
Переплет и иллюстрации выполнены в технике лаковой миниатюры палехским мастером И. И. Голиковым. Им же написан текст (стилизация уставного письма), а также декоративные элементы — заставки, инициалы, концовки.
Перевод на современный русский язык:
Слово о полку Игореве. Ред. С. Шамбинаго; пер. С. Шервинского и Г. Шторма / Ст. и коммент. В. Ржиги и С. Шамбинаго. Серия: Памятники древней русской литературы. Ленинград, Москва: «Академия», 1934.
Электронная версия перевода на сайте НЭБ (Национальной электронной библиотеки).
#11
О технике письма палехских мастеров, исторических корнях этого достаточно молодого направления декоративно-прикладного искусства («Артель древней живописи» образована в 1924 году) многое можно узнать из книги художника артели, Николая Михайловича Зиновьева («Искусство Палеха», Ленинград, 1968).
Декоративная живопись Палеха советского периода основана на иконописных традициях палехской школы, которые, в свою очередь, унаследовали стилистику новгородской (XV век) и строгановской (XVII век) иконы.
Декоративная живопись Палеха советского периода основана на иконописных традициях палехской школы, которые, в свою очередь, унаследовали стилистику новгородской (XV век) и строгановской (XVII век) иконы.
#12
«Тебе придется забыть васнецовскую и нестеровскую живопись и вспомнить строгую иконопись, как и мне отказаться от фряжской живописи. Бакушинский также говорит, надо хранить в этой работе наш традиционный иконописный стиль, это самое ценное для палехского нового дела»
И. И. Голиков — Н. М. Зиновьеву
#13
Каждый палехский мастер был в большей мере привержен какой-то одной из этих двух традиций. Для Голикова определяющей стала стилистика строгановской иконы.
Его работы отличает сложность и многоэлементность. Композиции полны динамики — в пластике и жестах отдельных персонажей, в сложных переплетениях устремленных в разных направлениях фигур, в вихревых потоках построений.
Его работы отличает сложность и многоэлементность. Композиции полны динамики — в пластике и жестах отдельных персонажей, в сложных переплетениях устремленных в разных направлениях фигур, в вихревых потоках построений.
#8
1. Клеймо иконы «Житие Николая Чудотворца» (палехская традиция, конец XVII века).
2. Иван Голиков. «Поход».
#14
В его работах нет линейной и воздушной перспективы: соотношения элементов и планов условны. Много разномасштабных композиций: мелкие и крупные элементы уживаются в одной плоскости. Каждый из планов проработан с равной степенью четкости деталей.
#7
1. Гурий Никитин. «Мученики Кирик и Иулитта» (икона строгановского письма, 80-е годы XVII века).
2. Иван Голиков. «Плач Ярославны».
#15
От строгановской иконописи идет и техника письма Ивана Голикова. Миниатюрность тщательно выписанных деталей («мелочное письмо»), тонкая роспись фигур, узоров на одеждах («парча»), множественных объемно переданных складок («козелков»). Все это выполнено с соблюдением последовательности наложения слоев, точно заданной иконописной техникой, с характерными обильно выписанными бликами («пробелами») серебром, золотом и белилами.
#9
1. Симон Ушаков. «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (икона строгановского письма, 1676).
2. Иван Голиков. «Пленение Игоря».
#16
«Иван Иванович был очень темпераментным художником. Он работал стихийно, по вдохновению, мало задумывался, ему приходили мысли молниеносно. Он работал без эскизов и рисунков, а в большинстве случаев рисовал кистью непосредственно на предмете белилами и вместе с тем делал и белильную подготовку. Бывало, он рисует, ему не нравится, и по нескольку раз он смывает белильный рисунок и вновь рисует.»
Н. М. Зиновьев
#17
Иван Иванович Голиков в работе над изданием «Слова о полку Игореве» использовал лак экспериментального состава, им покрыты переплет и иллюстрации книжного блока. С течением времени покрытие изменило цвет красок, причем в разных экземплярах по-разному. Исходные цвета известны по переизданиям книги, а также по украшениям в тексте, которые не были покрыты лаком.
читать дальшескрыть
Слово о полку Игореве
Время создания
1934
Место создания
Москва: Academia
Размер
29,5x43,5 см
Коллекция
Выставка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться