Первые славяне на территории Московского края появляются в X веке, но массовым заселение становится в XII веке. Это были потомки летописных вятичей и кривичей, упоминание о которых содержит «Повесть временных лет». Встречаются различные типы славянских памятников: открытые, неукрепленные поселки — селища, укрепленные — городища, и стоящие небольшими группами невысокие округлые холмики-курганы, погребения того времени. Множество таких курганов разбросано по Подмосковью, располагались они и в застроенных ныне районах нашего города — в Зюзине, Черемушках, Чертанове, Царицыне, Конькове, Матвеевском, Филях, Тушине.
Славянские захоронения дают наибольшую информацию о жизни наших далеких предков: здесь сохраняются элементы костюма, украшения, предметы быта и — изредка — оружие. В 1951 году археологами под руководством А.В. Успенской (ГИМ) была исследована курганная группа Саввинская слобода в окрестностях Звенигорода. В одном из погребений XI–XII вв. был найден женский череп хорошей сохранности, который послужил основой для скульптурно-антропологической реконструкции по методу М.М. Герасимова. Она была выполнена в 1952 году по заданию Музея истории и реконструкции г. Москвы (ныне — Музей Москвы) при участии М.Г. Рабиновича.
Славянские захоронения дают наибольшую информацию о жизни наших далеких предков: здесь сохраняются элементы костюма, украшения, предметы быта и — изредка — оружие. В 1951 году археологами под руководством А.В. Успенской (ГИМ) была исследована курганная группа Саввинская слобода в окрестностях Звенигорода. В одном из погребений XI–XII вв. был найден женский череп хорошей сохранности, который послужил основой для скульптурно-антропологической реконструкции по методу М.М. Герасимова. Она была выполнена в 1952 году по заданию Музея истории и реконструкции г. Москвы (ныне — Музей Москвы) при участии М.Г. Рабиновича.