В начале XIII века, когда монголы завоевали множество государств и городов Закавказья и Средней Азии, часть людей с покоренных земель переселилась в Волжскую Булгарию. Об этом свидетельствуют в том числе остатки обширного армянского поселения в северо-западной зоне Болгарского городища. Главным религиозным центром этой общины был христианский храм, так называемая «Греческая палата». Историки утверждают, что правители монгольской империи отличались веротерпимостью, не навязывали покоренным народам собственные верования и позволяли им отправлять богослужения в своих святынях. Куда важнее для них было собирать с разнородного населения подати и при необходимости привлекать его к участию в походах.
На востоке от храма, судя по найденным надгробным камням с армянскими надписями XIII — начала XIV века, располагалось кладбище. Оно состояло из примерно 150 погребений с могильными плитами и эпитафиями. В восточной же части поселения обитали ремесленники и крупные торговцы, для которых в городе были отведены две улицы.
Предметы, которые археологи обнаружили в армянских захоронениях, свидетельствуют о высоком уровне благосостояния местных жителей. В отдельных погребениях удалось найти фрагменты парчи и шелка, расшитые золотой или позолоченной серебряной нитью и дорогие, богато орнаментированные головные уборы, украшения из драгоценных металлов, кольца и жемчужные подвески и другие изысканные украшения. Несколько захоронений принадлежало представителям других христианских конфессий — историки считают их доказательствами тесных культурных контактов между армянами и другими народами и, возможно, смешанных браков.
В 50-е годы XX века археолог, скульптор и антрополог Михаил Герасимов провел реконструкцию черепов, найденных на данном кладбище, которая также доказала принадлежность большинства погребенных к арменоидному типу.
Ученый разработал уникальную технологию восстановления внешнего облика человека по его скелетным остаткам. Герасимов исследовал взаимосвязь между мягкими покровами и костями черепа, толщину тканей в различных лицевых зонах. Эта методика впоследствии получила международное признание и была названа в его честь.
На востоке от храма, судя по найденным надгробным камням с армянскими надписями XIII — начала XIV века, располагалось кладбище. Оно состояло из примерно 150 погребений с могильными плитами и эпитафиями. В восточной же части поселения обитали ремесленники и крупные торговцы, для которых в городе были отведены две улицы.
Предметы, которые археологи обнаружили в армянских захоронениях, свидетельствуют о высоком уровне благосостояния местных жителей. В отдельных погребениях удалось найти фрагменты парчи и шелка, расшитые золотой или позолоченной серебряной нитью и дорогие, богато орнаментированные головные уборы, украшения из драгоценных металлов, кольца и жемчужные подвески и другие изысканные украшения. Несколько захоронений принадлежало представителям других христианских конфессий — историки считают их доказательствами тесных культурных контактов между армянами и другими народами и, возможно, смешанных браков.
В 50-е годы XX века археолог, скульптор и антрополог Михаил Герасимов провел реконструкцию черепов, найденных на данном кладбище, которая также доказала принадлежность большинства погребенных к арменоидному типу.
Ученый разработал уникальную технологию восстановления внешнего облика человека по его скелетным остаткам. Герасимов исследовал взаимосвязь между мягкими покровами и костями черепа, толщину тканей в различных лицевых зонах. Эта методика впоследствии получила международное признание и была названа в его честь.