Почтовую открытку с изображением бюста древнегреческого философа Сократа (470/469 год до нашей эры — 399 год до нашей эры) Сергей Эйзенштейн приобрел в Германии или, возможно, в букинистическом магазине в Москве. Сам античный бюст хранится в Мюнхене, в Глиптотеке (собрании произведений древнегреческой и древнеримской скульптуры). Эйзенштейн заправил открытку в старую рамку и повесил на стойку книжного стеллажа, прямо под фотографией Фредерика-Леметра и профильным портретом Эдгара Дега.
Сергей Эйзенштейн говорил, что Сократ был лучшим в истории человечества педагогом, так как не изрекал «конечные истины» и не предлагал рецепты решения проблем, но ставил перед собеседниками вопросы, учил их думать и самим искать ответы. Так же Эйзенштейн при постановке учебных этюдов вместе со студентами в «замедленном творческом процессе» обсуждал решение каждой проблемы. Он называл группу студентов «двадцатиголовым режиссером» и стремился к тому, чтобы студенты научились понимать метод искусства, а не заучивали «приемы». Главной задачей педагога он считал воспитание творческой индивидуальности и шутил, что не желает «плодить эйзенщенят».
Сергей Эйзенштейн говорил, что Сократ был лучшим в истории человечества педагогом, так как не изрекал «конечные истины» и не предлагал рецепты решения проблем, но ставил перед собеседниками вопросы, учил их думать и самим искать ответы. Так же Эйзенштейн при постановке учебных этюдов вместе со студентами в «замедленном творческом процессе» обсуждал решение каждой проблемы. Он называл группу студентов «двадцатиголовым режиссером» и стремился к тому, чтобы студенты научились понимать метод искусства, а не заучивали «приемы». Главной задачей педагога он считал воспитание творческой индивидуальности и шутил, что не желает «плодить эйзенщенят».
Из его мастерской в Пролеткульте вышли режиссеры-комедиографы Григорий Александров и Иван Пырьев, актеры Максим Штраух и Юдифь Глизер, из мастерской Госкинотехникума — создатели «Чапаева» названые братья Васильевы, режиссеры Марк Донской и Владимир Легошин, сценарист Катерина Виноградская, в мастерских ВГИКа у него учились Валентин Кадочников, Михаил Швейцер, Владимир Венгеров, Станислав Ростоцкий, Эльдар Рязанов и многие другие.
Сергей Эйзенштейн не только вел занятия в своей мастерской, от которых осталось много стенограмм, но и составил первую в мире программу преподавания кинорежиссуры, написал учебник «Режиссура. Искусство мизансцены», разработал методику «практикума» для воспитания творческих навыков у студентов, к которым относился с искренним уважением. Студенты любили своего мастера и однажды нарисовали на него дружеский шарж, в котором выше облаков поднимался «сократический» лоб Эйзенштейна. И в самом деле, очертания высокого лба Эйзенштейна напоминают лоб древнегреческого философа.
Сергей Эйзенштейн не только вел занятия в своей мастерской, от которых осталось много стенограмм, но и составил первую в мире программу преподавания кинорежиссуры, написал учебник «Режиссура. Искусство мизансцены», разработал методику «практикума» для воспитания творческих навыков у студентов, к которым относился с искренним уважением. Студенты любили своего мастера и однажды нарисовали на него дружеский шарж, в котором выше облаков поднимался «сократический» лоб Эйзенштейна. И в самом деле, очертания высокого лба Эйзенштейна напоминают лоб древнегреческого философа.