Николай Чудотворец — один из самых почитаемых на Руси святых. Его часто изображали на иконах, называли его именем храмы. По преданиям, свои многочисленные чудеса он совершал еще при жизни. Обращаясь к Николаю Чудотворцу в своих молитвах, верующие просят его о заступничестве перед Богом, об освобождении пленников, об отвращении наказания невиновных и оклеветанных, а в бытовых нуждах — о нахождении пропавших вещей, об удачном замужестве, исцелении, успехе в поисках работы, благополучии детей. Для прославления святого составлены Акафист Николаю Чудотворцу, Канон и другие молитвы.
Первый деревянный храм Челябинска носил имя святого Николая. Когда построили каменный Христорождественский собор в 1766 году, один из его приделов был освящен как Никольский. В этом приделе находилась скульптура Николая Чудотворца. В «Путеводителе по Уралу» журналист и краевед Виктор Александрович Весновский в начале ХХ века писал: «В одном из приделов храма в особом киоте имеется в натуральный рост фигура святого Николая Чудотворца, в полном облачении».
Скульптор изобразил святого в парадном архиерейском облачении, которое было украшено растительным орнаментом. Роспись на одеянии также имитировала жемчужную вышивку и вставки из драгоценных камней. Головной убор — митру — украшали медные звезды, кусочки аметиста и горного хрусталя. Также на ней были изображены лики херувимов. Правая рука святого поднята в благословляющем жесте.
Деревянная скульптура редко встречается в православных храмах. Она относилась к феномену «народного православия» и в XVIII–XIX столетиях преследовалась церковной властью. В 1722 году вышел указ Священного Синода, который требовал изымать из православных храмов деревянные скульптуры, подобное предписание выходило и в 1832 году. Несмотря на это, челябинцы сберегли почитаемую статую. Пережила она и годы советской власти. После разрушения Христорождественского собора в 1932 году скульптура была передана в музей и хранилась в фондах.
С 2006 года скульптура святого Николая Чудотворца находится в экспозиции музея в разделе «История православия на Южном Урале».
Первый деревянный храм Челябинска носил имя святого Николая. Когда построили каменный Христорождественский собор в 1766 году, один из его приделов был освящен как Никольский. В этом приделе находилась скульптура Николая Чудотворца. В «Путеводителе по Уралу» журналист и краевед Виктор Александрович Весновский в начале ХХ века писал: «В одном из приделов храма в особом киоте имеется в натуральный рост фигура святого Николая Чудотворца, в полном облачении».
Скульптор изобразил святого в парадном архиерейском облачении, которое было украшено растительным орнаментом. Роспись на одеянии также имитировала жемчужную вышивку и вставки из драгоценных камней. Головной убор — митру — украшали медные звезды, кусочки аметиста и горного хрусталя. Также на ней были изображены лики херувимов. Правая рука святого поднята в благословляющем жесте.
Деревянная скульптура редко встречается в православных храмах. Она относилась к феномену «народного православия» и в XVIII–XIX столетиях преследовалась церковной властью. В 1722 году вышел указ Священного Синода, который требовал изымать из православных храмов деревянные скульптуры, подобное предписание выходило и в 1832 году. Несмотря на это, челябинцы сберегли почитаемую статую. Пережила она и годы советской власти. После разрушения Христорождественского собора в 1932 году скульптура была передана в музей и хранилась в фондах.
С 2006 года скульптура святого Николая Чудотворца находится в экспозиции музея в разделе «История православия на Южном Урале».