Декоративная скульптура «Медведь» сделана в 1994 году специально для выставки в Русском музее. Автор — потомственный мастер Сергей Иванович Поляков, который при изготовлении скульптуры применил все старинные гончарные скопинские приемы.
В скопинской переписи населения в 1640 году есть запись о скопинском гончаре Демке Кирееве. Это первое свидетельство существования здесь керамического производства. Скопинская керамика выполнялась на гончарном круге или способом формовки из местных светложгущихся глин. До середины XIX века делали простую обиходную посуду, не покрытую глазурью.
Полихромные яркие глазури появились в Скопине только в последней трети XIX века. На фоне светлого черепка цвет прозрачной стекловидной глазури становится интенсивным. Темно-коричневая глазурь — с добавками окиси марганца, зеленая — с окисью меди, густо-желтая — с окисью железа. Крупинки глазури, которыми посыпали посуду перед обжигом, при высокой температуре плавились, растекаясь красивыми потеками и пятнышками. Это придает изделиям особую выразительность.
В начале XX века в небольшом городе Рязанской губернии Скопине было 47 гончарных мастерских. В них работали около 200 человек. Владельцы мастерских рекламировали свои изделия, выставляя лучшие их образцы в окнах мастерской или на столбах у ворот.
Скопинская керамика выделяется среди продукции других гончарных центров своими фигурными и скульптурными сосудами. Подсвечники и кувшины в виде рыбы, двуглавого орла, петуха, медведя с рюмкой в лапе и даже обезьяны выполнялись на гончарном круге по частям. Место соединения этих деталей найти невозможно: изделия покрывались яркой керамической глазурью — поливой коричневого, зеленого или желтого цвета, — а под глазурью поверхность украшалась декоративными деталями: ребристыми насечками, рельефными налепами, миниатюрными фигурками птиц, собак и даже людей. В декоративном отверстии в тулове одного квасника можно рассмотреть фигурку мастера, работающего за гончарным кругом, а рядом — его изделия.
«Медведь» тоже выполнен в виде сосуда, но автор придал ему живую форму, наполнил движением, добавил лепные детали: короткие лапы, круглые ушки. Фигура полая внутри, глиняный черепок тонкий, полива блестит и переливается на гладкой поверхности.
В скопинской переписи населения в 1640 году есть запись о скопинском гончаре Демке Кирееве. Это первое свидетельство существования здесь керамического производства. Скопинская керамика выполнялась на гончарном круге или способом формовки из местных светложгущихся глин. До середины XIX века делали простую обиходную посуду, не покрытую глазурью.
Полихромные яркие глазури появились в Скопине только в последней трети XIX века. На фоне светлого черепка цвет прозрачной стекловидной глазури становится интенсивным. Темно-коричневая глазурь — с добавками окиси марганца, зеленая — с окисью меди, густо-желтая — с окисью железа. Крупинки глазури, которыми посыпали посуду перед обжигом, при высокой температуре плавились, растекаясь красивыми потеками и пятнышками. Это придает изделиям особую выразительность.
В начале XX века в небольшом городе Рязанской губернии Скопине было 47 гончарных мастерских. В них работали около 200 человек. Владельцы мастерских рекламировали свои изделия, выставляя лучшие их образцы в окнах мастерской или на столбах у ворот.
Скопинская керамика выделяется среди продукции других гончарных центров своими фигурными и скульптурными сосудами. Подсвечники и кувшины в виде рыбы, двуглавого орла, петуха, медведя с рюмкой в лапе и даже обезьяны выполнялись на гончарном круге по частям. Место соединения этих деталей найти невозможно: изделия покрывались яркой керамической глазурью — поливой коричневого, зеленого или желтого цвета, — а под глазурью поверхность украшалась декоративными деталями: ребристыми насечками, рельефными налепами, миниатюрными фигурками птиц, собак и даже людей. В декоративном отверстии в тулове одного квасника можно рассмотреть фигурку мастера, работающего за гончарным кругом, а рядом — его изделия.
«Медведь» тоже выполнен в виде сосуда, но автор придал ему живую форму, наполнил движением, добавил лепные детали: короткие лапы, круглые ушки. Фигура полая внутри, глиняный черепок тонкий, полива блестит и переливается на гладкой поверхности.