Исключительный интерес в народном искусстве представляют русские кубовые синие скатерти. Термин «кубовая набойка» произошел от технологических особенностей техники: окрашивание происходило в чане, который назывался кубом. В кубе находился раствор, содержавший индиго в сочетании с железным купоросом и негашеной известью. Рецепты изготовления краски сохранялись мастерами в тайне и передавались по наследству. Краска индиго импортировалась из южных стран, где выращивали растение индигоноска. Она славилась особой стойкостью. Из орнаментированных холстов в народной среде шили женскую и мужскую одежду.
В крестьянском доме скатерть — атрибут праздничного ритуала. Она сопровождала земледельческие и религиозные обряды и трапезы.
Синюю скатерть можно «прочитать» — настолько она насыщена символами. Изображения птиц также связаны с христианскими праздниками и поэтическими образами народных свадебных песен. Кайма скатерти образована колосьями, сочлененными так, что они образуют силуэт плода, — этот символ изобилия пришел в Россию вместе с восточными тканями. Волнистые линии означают необходимый для земледелия дождь.
В собрании Русского музея имеется 18 синих набивных скатертей из разных регионов страны. В единообразии композиционного решения этих произведений и символичности узоров проявились черты, присущие всему русскому народному искусству: соединение утилитарности с глубиной и обобщенностью содержания. Изначальный смысл скатерти как ритуального предмета сохранялся русскими набойщиками ХIХ и даже ХХ века в традиционном орнаменте, обретая бытовые черты.
Скатерть из Псковской губернии замечательна тем, что известны имя мастера и его прозвище, связанное с профессией красильщика. В этой набойке начала ХХ века древняя символика соединилась с «трактирным» сюжетом: солярные розетки в центре стали тарелками со столовыми приборами, изображенными по бокам.
Крестьянский красильно-набивной промысел в России и в ХХ веке сохранял старые формы организации, выражавшиеся в тесной связи с ручным производством льняного холста и в устойчивости сложившихся приемов набойки. В 1930-е годы, после обобществления крестьянских хозяйств и национализации промышленности, он прекратил свое существование.
В крестьянском доме скатерть — атрибут праздничного ритуала. Она сопровождала земледельческие и религиозные обряды и трапезы.
Синюю скатерть можно «прочитать» — настолько она насыщена символами. Изображения птиц также связаны с христианскими праздниками и поэтическими образами народных свадебных песен. Кайма скатерти образована колосьями, сочлененными так, что они образуют силуэт плода, — этот символ изобилия пришел в Россию вместе с восточными тканями. Волнистые линии означают необходимый для земледелия дождь.
В собрании Русского музея имеется 18 синих набивных скатертей из разных регионов страны. В единообразии композиционного решения этих произведений и символичности узоров проявились черты, присущие всему русскому народному искусству: соединение утилитарности с глубиной и обобщенностью содержания. Изначальный смысл скатерти как ритуального предмета сохранялся русскими набойщиками ХIХ и даже ХХ века в традиционном орнаменте, обретая бытовые черты.
Скатерть из Псковской губернии замечательна тем, что известны имя мастера и его прозвище, связанное с профессией красильщика. В этой набойке начала ХХ века древняя символика соединилась с «трактирным» сюжетом: солярные розетки в центре стали тарелками со столовыми приборами, изображенными по бокам.
Крестьянский красильно-набивной промысел в России и в ХХ веке сохранял старые формы организации, выражавшиеся в тесной связи с ручным производством льняного холста и в устойчивости сложившихся приемов набойки. В 1930-е годы, после обобществления крестьянских хозяйств и национализации промышленности, он прекратил свое существование.