Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Предметы старины минувшей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Скульптура Лось

Время создания
XX век
Место создания
Россия, Свердловск
Размер
22,5x22x6,5 см
Техника
чугунное литье
0
Открыть в приложении
#1
Прекрасным дополнением коллекции чугунного литья является кабинетная скульптура «Лось».
Скульптор А.А. Анисимов, модель 1958 г., пресс-форма изготовлена по авторской модели, выпускалась СЧЛЗ с 1958 г.
 
Красивое старинное изделие, очень выразительно проработаны детали (фигура и шерсть, а также гордый характер этого сильного животного). Лось, издавна, считается символом мощи, выносливости и достоинства.
 
В августе 1955 года при артели «Литейщик», выпускавшей на окраине Свердловска водогрейные колонки и различное печное литье (вьюшки, очажные плиты, дверки), было организовано новое производство художественного чугунного литья, основанное на технологии точного литья по выплавляемым моделям. Свердловское городское управление местной промышленности в 1956 году преобразовало артель «Литейщик» в «Свердловский чугунолитейный завод» (СЧЛЗ). Участок точного литья по выплавляемым моделям расширили, превратив его в цех художественного литья.
 
В ноябре 1959 года Свердловский чугунолитейный завод на выставке в Лужниках, организованной Внешторгом СССР, показал более 20 художественных отливок из чугуна и получил крупные заказы. Изделия свердловчан в Москве многим пришлись по вкусу.
 
С 1960 года на СЧЛЗ большими партиями начали выпускать скульптуру Г.В. Петровой «Зоя Космодемьянская». Эта замечательная скульптура была в каждом классе свердловской школы.
 
Год от года росла производительность цеха художественного литья Свердловского чугунолитейного завода. Так, например, если в феврале 1959 года в месяц выпускалось 3000 художественных отливок по двадцати пресс-формам, то в апреле 1960 года — уже 4000 различных изделий, а к концу года было освоено более тридцати интересных пресс-форм.

Для повышения качества отделки отливок, по предложению начальника цеха художественного литья П.Ф. Черных, была установлена прокалочная печь для горячей окраски художественных изделий, с автоматическим управлением температурным режимом. За один раз в новой печи можно было прокалить и высушить от 70 до 80 различных изделий художественного литья.
 
Летом 1960 года на СЧЛЗ был внедрен электролитический метод очистки металла от керамической корки; установлена основная и две промывочные ванны, смонтирована электролитическая установка. До сих пор при отливке художественной продукции работникам завода много хлопот доставляла плотная керамическая корка, которая облегала готовое изделие, изготовленное по технологии точного литья по выплавляемым моделям. Эту корку приходилось сбивать с помощью пескоструйного аппарата. Работа эта трудная, да и не безвредная для здоровья. Помогли коллеги с Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ), которые уже давно применяли электролитический метод очистки металла от керамической корки: изделия загружали в ванну с раствором кристаллического едкого натрия и едкого калия. С помощью электротока раствор нагревался до 500 градусов. Керамическая пленка растворялась в нем, а изделие принимало красивый вид. Там же, на УЗТМ для СЧЛЗ была изготовлена и испытана ванна, адаптированная для технологии точного художественного литья из чугуна по выплавляемым моделям.

С весны 1962 года цех художественного литья Свердловского чугунолитейного завода все чаще и чаще стали называть Свердловским заводом художественного литья. На художественные отливки, выполненные по новым пресс-формам, даже начали ставить новое клеймо — большая, вытянутая по горизонтали буква «С» и два равнобедренных малых треугольника слева от нее. На отливки, изготовленные по моделям (пресс-формам) до 1962 года, продолжали ставить старое клеймо «СЧЛЗ». Так продолжалось целых четыре года — с 1962 по 1965-й, но рядом со старым или новым клеймом в этот период обязательно ставили год отливки.

В январе 1966 года, в связи с ликвидацией Управления местной промышленности и реорганизацией производства по отраслевому принципу, Свердловский чугунолитейный завод был официально переименован в Свердловский завод художественного литья. С этого времени на художественных отливках свердловчан ставилось только одно клеймо —большая, вытянутая по горизонтали буква «С» и два равнобедренных малых треугольника слева от нее, без указания года отливки. Предприятие закрыто в 1970 году.
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Скульптура Лось

Время создания
XX век
Место создания
Россия, Свердловск
Размер
22,5x22x6,5 см
Техника
чугунное литье
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%