Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «100 шедевров Музея Востока»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Скульптура Ганеши

Время создания
XIII–XIV вв. (?)
Место создания
Таиланд (Камбоджа?)
Размер
48x19x14 см
Техника
бронза, литье
2
Открыть в приложении
#4
Скульптура изображает слоноголового Ганешу — одного из самых почитаемых божеств в мифологии индуизма и буддизма. Согласно распространенной легенде он был сыном грозного бога Шивы и его супруги Парвати. На свет Ганеша появился обычным ребенком, но как-то разгневанный его непочтительным поведением отец отрубил ему голову. 

Однако по просьбе безутешной Парвати оживил сына, приставив голову первого существа, которое встретилось ему на пути, — и это был слоненок. Необычному малышу был дарован статус бога мудрости, наук и искусств, устранителя всех преград на пути человека, покровителя торговцев и путешественников. Кроме того, Шива сделал его предводителем небесных воинов ганов, поэтому второе имя Ганеши — Ганапати.
#6
Храмовый павильон со статуей Ганеши. Таиланд, Бангкок, конец XX века
#7
Возникший в Древней Индии культ Ганеши и начавший с VII–VIII вв. распространяться в Юго-Восточной Азии стал популярным в кхмерской Ангкорской империи (IX–XIV вв.), включавшей в период расцвета и большую часть Таиланда. Данная скульптура слоноликого божества выполнена в соответствии с уже сложившимся каноном, и ее иконография имеет аналогии с изображениями времен династии Чола, правившей в юго-восточной части Индии в XI–XII вв. (первоначально скульптура и была атрибутирована как произведение индийских мастеров). Однако наибольшее сходство образ Ганеши обнаруживает с бронзовой пластикой Таиланда и Камбоджи XIII–XIV вв., о чем свидетельствует ряд стилистических особенностей.
#8
Стоящий Ганеша. Камбоджа, вторая половина VII в. Камень, резьба. Метрополитен-музей (№ 1982.220.7)
#9
В то время как большинство скульптур представляет этого персонажа сидящим, здесь он изображен прямо стоящим, словно застывшим в строго симметричной позе. Обнаженный торс Ганеши пересекает перекинутый через левое плечо толстый шнур брахмана, указывающий на его принадлежность к высшей касте. Шнур выполнен в виде изогнутого тела змеи как знак победы над смертью и говорит о его связи с богом разрушения Шивой.

Голова змеи возвышается над левым плечом Ганеши. Такая трактовка брахманского шнура и статичной позы божества характерна для средневековой кхмерской и тайской пластики. В скульптуре также не слишком явно проступают такие отличительные черты Ганапати, как тучное тело и большой живот. Эти особенности божества объясняются, по одной из версий, тем, что его иконография восходит к изображениям якшей, толстых карликов, входящих в свиту бога богатства Куберы. Поэтому покровительство Ганапати, по народным поверьям, приносит помимо прочего плодородие и благоденствие.
#10
Сидящий Ганеша. Таиланд, ок. XV в. Бронза, литье. Метрополитен-музей (№ 1983.512)
#11
Одеяние божества состоит из полотнища ткани, задрапированного наподобие индийского дхоти, представляющего собой короткую облегающую юбку-штаны (в Камбодже ее называют сампот чан кбен, в Таиланде — чонг крабен). Поверх нее надета короткая юбка с фестончатым нижним краем и двумя отходящими от четырехлепестковой розетки изогнутыми лентами. Юбку поддерживает широкий драгоценный пояс с подвесками. 

Голову Ганеши венчает характерная для тайских образов XIII–XIV вв. диадема с полусферическим навершием, украшенная впереди крупным медальоном. В середине лба помещена листовидная розетка, символизирующая третий глаз божества. Если руки у скульптуры просто не сохранились до нашего времени, то его правый бивень изображен сломанным, как обычно принято изображать этого слоноголового персонажа. 

Согласно легенде, Ганеша сам отломал бивень, чтобы записать им под диктовку великого мудреца Вьясы эпическую поэму «Махабхарата». В целом данная скульптура — замечательный пример интерпретации классических образцов металлической средневековой пластики Юго-Восточной Азии.
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Скульптура Ганеши

Время создания
XIII–XIV вв. (?)
Место создания
Таиланд (Камбоджа?)
Размер
48x19x14 см
Техника
бронза, литье
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

Ошибка на сайте

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%