Скульптура «Умирающий галл» поступила в музейное собрание краеведческого музея Сызрани в 1925 году из имения графов Орловых-Давыдовых села Усолье. Аналогичная скульптура, изготовленная в мраморе, находится в Государственном Эрмитаже, в камне — в музее-заповеднике «Петергоф» и музее-заповеднике «Царское Село».
«Умирающий галл» также известен как «Смерть Галатиана» или «Умирающий Гладиатор». Бронзовая скульптура — уменьшенная копия сохранившейся в Капитолийских музеях Рима мраморной копии с пергамского оригинала (вероятно, бронзового), который изготовили по заказу царя Аттала I в память о его победе над кельтами-галатами. Возможно, оригинал, вышедший из-под резца придворного ваятеля Эпигона, был частью большой скульптурной композиции для площади святилища Афины в Пергаме.
Статую, как и трехсторонний древнегреческий рельеф «Трон Людовизи», обнаружили при строительстве виллы в Риме. До приобретения папой Климентом XII она хранилась в палаццо Людовизи на Пинчо. Во время наполеоновских войн французы вывезли «Умирающего галла» из Италии и в течение нескольких лет выставляли его в Лувре. Лорд Джордж Гордон Байрон увидел его в Капитолийском музее и воспел в «Странствиях Чайлд-Гарольда» — благодаря этой поэме о статуе узнала вся читающая Европа эпохи романтизма.
Галльский воин представлен в скульптуре с характерной густой копной волос и усами, которые носили кельты. Он лежит на овальном щите нагим, и только на шее у него находится торквес — кельтская разновидность шейной гривны, ожерелья. Кельты считали торквес оберегом и знаком отличия, поэтому без него на битвы не уходили.
По натуралистичности и драматизму скульптура принадлежит к вершинам античного искусства. Она изображает галла в последние минуты жизни — его лицо искажено болью в момент падения от смертельной раны. Кровоточащий прокол меча виден на груди справа. Под правой рукой лежит сломанный меч с ремнем и рожком. По замыслу создателя, статуя служила напоминанием о поражении кельтов и тем самым демонстрировала мощь победителей, но также являлась памятником храбрости галлов как достойных противников.
«Умирающий галл» также известен как «Смерть Галатиана» или «Умирающий Гладиатор». Бронзовая скульптура — уменьшенная копия сохранившейся в Капитолийских музеях Рима мраморной копии с пергамского оригинала (вероятно, бронзового), который изготовили по заказу царя Аттала I в память о его победе над кельтами-галатами. Возможно, оригинал, вышедший из-под резца придворного ваятеля Эпигона, был частью большой скульптурной композиции для площади святилища Афины в Пергаме.
Статую, как и трехсторонний древнегреческий рельеф «Трон Людовизи», обнаружили при строительстве виллы в Риме. До приобретения папой Климентом XII она хранилась в палаццо Людовизи на Пинчо. Во время наполеоновских войн французы вывезли «Умирающего галла» из Италии и в течение нескольких лет выставляли его в Лувре. Лорд Джордж Гордон Байрон увидел его в Капитолийском музее и воспел в «Странствиях Чайлд-Гарольда» — благодаря этой поэме о статуе узнала вся читающая Европа эпохи романтизма.
Галльский воин представлен в скульптуре с характерной густой копной волос и усами, которые носили кельты. Он лежит на овальном щите нагим, и только на шее у него находится торквес — кельтская разновидность шейной гривны, ожерелья. Кельты считали торквес оберегом и знаком отличия, поэтому без него на битвы не уходили.
По натуралистичности и драматизму скульптура принадлежит к вершинам античного искусства. Она изображает галла в последние минуты жизни — его лицо искажено болью в момент падения от смертельной раны. Кровоточащий прокол меча виден на груди справа. Под правой рукой лежит сломанный меч с ремнем и рожком. По замыслу создателя, статуя служила напоминанием о поражении кельтов и тем самым демонстрировала мощь победителей, но также являлась памятником храбрости галлов как достойных противников.