В музейное собрание краеведческого музея Сызрани мраморная скульптура «Молящийся мальчик» поступила в 1927 году из фондов Главнауки. В Государственном Эрмитаже аналогичная скульптура называется «Мальчик, упустивший птичку», в Тамбовской галерее — «Молящийся мальчик», в Ярославском художественном музее — «Самуил в молитве».
Фигура «мальчика», выполненная неизвестным мастером, является копией с известной работы итальянского скульптора Луиджи Пампалони (1791–1847) — представителя флорентийской школы. Скульптуру «Молящийся мальчик» он создал по заказу польского графа Франтишека Потоцкого. Свою работу широкой публике художник показал осенью 1826 года. Со временем статуя приобрела большую популярность во многих странах Европы и ее часто копировали. Автор сам многократно повторил свою работу.
Скульптура часто служила моделью для надгробных памятников в Италии, Франции, Англии, Польше. Изготовленные Луиджи Пампалони копии хранятся в палаццо Тосио в Брешии, а также в палаццо Бьянко в Генуе. Одна из авторских копий (с подписью «Luici PAMPALONI Fce», сделанной резцом) была приобретена в 1978 году для музея-усадьбы «Останкино».
Получив заказ от графа, Пампалони высек из мрамора не портрет конкретного ребенка, а некий идеал. Такое отношение к скульптуре зародилось еще у древних греков. Изящно переданную красоту обнаженного человеческого тела, которую культивировали скульпторы античности и Возрождения, унаследовали и скульпторы эпохи Просвещения. Обращение к античным и классическим традициям в XIX веке стало называться неоклассикой, и «Молящийся мальчик» относится именно к этому направлению.
Автор отлично «понимал материал» и хорошо знал анатомию, поэтому сумел передать в твердом камне мягкость детской кожи, легкость волос и безошибочно изобразить пропорции человеческого тела. Сложенные в молитве руки, колени, мышцы выглядят как настоящие. В скульптуре сочетается отвлеченная идеальность с правдиво подмеченной непосредственностью в проявлении чувств. Скульптор показывает чистоту детской души, открытость и в то же время — незащищенность маленького человека перед этим миром, порой несправедливом и жестоком. Лицо мальчика, возносящего молитву, изображено сосредоточенным, внимательным, искренним.
Фигура «мальчика», выполненная неизвестным мастером, является копией с известной работы итальянского скульптора Луиджи Пампалони (1791–1847) — представителя флорентийской школы. Скульптуру «Молящийся мальчик» он создал по заказу польского графа Франтишека Потоцкого. Свою работу широкой публике художник показал осенью 1826 года. Со временем статуя приобрела большую популярность во многих странах Европы и ее часто копировали. Автор сам многократно повторил свою работу.
Скульптура часто служила моделью для надгробных памятников в Италии, Франции, Англии, Польше. Изготовленные Луиджи Пампалони копии хранятся в палаццо Тосио в Брешии, а также в палаццо Бьянко в Генуе. Одна из авторских копий (с подписью «Luici PAMPALONI Fce», сделанной резцом) была приобретена в 1978 году для музея-усадьбы «Останкино».
Получив заказ от графа, Пампалони высек из мрамора не портрет конкретного ребенка, а некий идеал. Такое отношение к скульптуре зародилось еще у древних греков. Изящно переданную красоту обнаженного человеческого тела, которую культивировали скульпторы античности и Возрождения, унаследовали и скульпторы эпохи Просвещения. Обращение к античным и классическим традициям в XIX веке стало называться неоклассикой, и «Молящийся мальчик» относится именно к этому направлению.
Автор отлично «понимал материал» и хорошо знал анатомию, поэтому сумел передать в твердом камне мягкость детской кожи, легкость волос и безошибочно изобразить пропорции человеческого тела. Сложенные в молитве руки, колени, мышцы выглядят как настоящие. В скульптуре сочетается отвлеченная идеальность с правдиво подмеченной непосредственностью в проявлении чувств. Скульптор показывает чистоту детской души, открытость и в то же время — незащищенность маленького человека перед этим миром, порой несправедливом и жестоком. Лицо мальчика, возносящего молитву, изображено сосредоточенным, внимательным, искренним.