Скульптура Федора Тютчева занимает центральное место в вестибюле музея. Петербургский художник Григорий Ястребенецкий выполнил ее из мрамора в 1986 году. Это одно из наиболее точных монументальных изображений поэта.
Перед тем как приступить к работе, Ястребенецкий долго изучал биографию и творчество Тютчева и даже приезжал в Овстуг, чтобы увидеть места, которые сформировали поэта. «Даже по очень скудным дошедшим до нас сведениям можно представить себе нарастающее с годами богатство впечатлений, формировавших здесь, в Овстуге, душу и разум поэта, — писал биограф Тютчева Вадим Кожинов. — Вначале, в первые годы, это малый, скромный, но все же по-своему неисчерпаемый мир самой усадьбы. <…> Постепенно этот мир расширялся за ограду усадьбы… Через много лет Тютчев провел дочь Дарью как бы по второму кругу (уже за оградой) своего детского мира, и она рассказала об этом в письме к сестре: «Мы отправились вместе, папа и я, сперва на могилу дедушки, затем в рощи, с которыми связано столько детских вспоминаний…».
Григорий Ястребенецкий окончил Ленинградскую художественную школу и скульптурный факультет Института имени И.Е. Репина Академии художеств СССР. Во многом его сформировал опыт войны: художник пережил блокаду Ленинграда и был тяжело ранен в боях. Впоследствии он посвятил теме Великой Отечественной войны немало своих произведений. В частности он создал мемориальный комплекс на месте концентрационного лагеря в Нойенгамме.
Скульптура Федора Тютчева сделана в духе искусства 1980-х годов. Она очень выразительна, но образ поэта выглядит обобщенным. При таком подходе, конечно, был потерян целый ряд черт характера поэта, которые отмечали его современники. В исполнении Ястребенецкого Тютчев не улыбается вопреки типичному для него настроению, он сдержан и серьезен. Не ощущается некоторая язвительность и острота его ума. Это происходит потому, что не всегда скульпторам удается отразить натуру героя. Они скорее стремятся передать масштаб его личности. Именно такое произведение создал Ястребенецкий.
Перед тем как приступить к работе, Ястребенецкий долго изучал биографию и творчество Тютчева и даже приезжал в Овстуг, чтобы увидеть места, которые сформировали поэта. «Даже по очень скудным дошедшим до нас сведениям можно представить себе нарастающее с годами богатство впечатлений, формировавших здесь, в Овстуге, душу и разум поэта, — писал биограф Тютчева Вадим Кожинов. — Вначале, в первые годы, это малый, скромный, но все же по-своему неисчерпаемый мир самой усадьбы. <…> Постепенно этот мир расширялся за ограду усадьбы… Через много лет Тютчев провел дочь Дарью как бы по второму кругу (уже за оградой) своего детского мира, и она рассказала об этом в письме к сестре: «Мы отправились вместе, папа и я, сперва на могилу дедушки, затем в рощи, с которыми связано столько детских вспоминаний…».
Григорий Ястребенецкий окончил Ленинградскую художественную школу и скульптурный факультет Института имени И.Е. Репина Академии художеств СССР. Во многом его сформировал опыт войны: художник пережил блокаду Ленинграда и был тяжело ранен в боях. Впоследствии он посвятил теме Великой Отечественной войны немало своих произведений. В частности он создал мемориальный комплекс на месте концентрационного лагеря в Нойенгамме.
Скульптура Федора Тютчева сделана в духе искусства 1980-х годов. Она очень выразительна, но образ поэта выглядит обобщенным. При таком подходе, конечно, был потерян целый ряд черт характера поэта, которые отмечали его современники. В исполнении Ястребенецкого Тютчев не улыбается вопреки типичному для него настроению, он сдержан и серьезен. Не ощущается некоторая язвительность и острота его ума. Это происходит потому, что не всегда скульпторам удается отразить натуру героя. Они скорее стремятся передать масштаб его личности. Именно такое произведение создал Ястребенецкий.