Скрипка (шичепшин) — старинный адыгский (черкесский) музыкальный инструмент, относящийся к струнным смычковым инструментам. Скрипка издавна была частью духовной жизни адыгского народа. На ней играли народные музыканты на празднествах и торжествах.
Для адыгов шичепшин был и остается одним из самых известных национальных инструментов. Веками под его чарующий аккомпанемент адыгские сказители исполняли народные песни и музыкальные наигрыши, нараспев рассказывали предания и легенды, а также героические сказания из эпоса «Нарты».
Традиционно этот народный музыкальный инструмент адыгов имел либо лодкообразную форму, либо форму кинжала. Вдоль его корпуса, который изготовлялся из твердых пород дерева, натягивались две или три струны из конского волоса. На верхней деке проделывалось резонаторное отверстие в форме круга или ромба, иногда в виде национального орнамента или даже родовой тамги. Звук из скрипки извлекался с помощью смычка, которым водили по струнам.
К скрипке относились еще и как к священному инструменту с магическими возможностями. Чтобы уберечь инструмент от недобрых энергий, играли только в помещении, хранили в специальном футляре, который не открывали в темноте и на улице, чтобы оградить его от злых духов и дурного глаза. Футляр покрывали растительным орнаментом — символом оберега. А если на инструменте долго не играли или он портился, с ним проводили магические очистительные ритуалы.
Автор этой скрипки из коллекции Краеведческого музея города Адыгейска — Уджуху Байзет Ильясович, который и передал музею музыкальный инструмент в 1991 году. Изготовлением национальных музыкальных инструментов Уджуху начал заниматься еще в 1980-е годы.
Возрождение искусства игры на скрипке (шичепшине) в Адыгее началось в конце XX века. С тех пор возникла целая плеяда талантливых музыкантов, играющих на этом инструменте и умеющих его изготавливать.
Огромная заслуга в возрождении интереса к этому инструменту принадлежит Замудину Гучеву, исследователю адыгской фольклорной музыки, заслуженному художнику Адыгеи. Замудин Гучев так рассказал об инструменте:
Для адыгов шичепшин был и остается одним из самых известных национальных инструментов. Веками под его чарующий аккомпанемент адыгские сказители исполняли народные песни и музыкальные наигрыши, нараспев рассказывали предания и легенды, а также героические сказания из эпоса «Нарты».
Традиционно этот народный музыкальный инструмент адыгов имел либо лодкообразную форму, либо форму кинжала. Вдоль его корпуса, который изготовлялся из твердых пород дерева, натягивались две или три струны из конского волоса. На верхней деке проделывалось резонаторное отверстие в форме круга или ромба, иногда в виде национального орнамента или даже родовой тамги. Звук из скрипки извлекался с помощью смычка, которым водили по струнам.
К скрипке относились еще и как к священному инструменту с магическими возможностями. Чтобы уберечь инструмент от недобрых энергий, играли только в помещении, хранили в специальном футляре, который не открывали в темноте и на улице, чтобы оградить его от злых духов и дурного глаза. Футляр покрывали растительным орнаментом — символом оберега. А если на инструменте долго не играли или он портился, с ним проводили магические очистительные ритуалы.
Автор этой скрипки из коллекции Краеведческого музея города Адыгейска — Уджуху Байзет Ильясович, который и передал музею музыкальный инструмент в 1991 году. Изготовлением национальных музыкальных инструментов Уджуху начал заниматься еще в 1980-е годы.
Возрождение искусства игры на скрипке (шичепшине) в Адыгее началось в конце XX века. С тех пор возникла целая плеяда талантливых музыкантов, играющих на этом инструменте и умеющих его изготавливать.
Огромная заслуга в возрождении интереса к этому инструменту принадлежит Замудину Гучеву, исследователю адыгской фольклорной музыки, заслуженному художнику Адыгеи. Замудин Гучев так рассказал об инструменте: