Складень — это миниатюрный переносной иконостас. Его также называют раскладной иконой, створками и раскладом. Чаще всего складень состоял из двух-трех створок, реже — из четырех-пяти. Складень носили на груди вместе с крестом или в перстне на пальце. Путевой складень брали с собой в дорогу, паломничество или военный поход, его называли путевой иконой. Складни отливали из меди и латуни, реже вырезали из дерева — старинных деревянных складней сохранилось мало.
Медный складень из коллекции Глазовского музея являет Казанскую икону Божьей матери. Он состоит из трех створок — такая конструкция называется триптих и встречается в России чаще других. Форма триптиха символизирует Царские врата церковного иконостаса, вход в Царство Божье.
В центральной части триптиха — Богоматерь с младенцем Иисусом, протянувшим руку в жесте благословения. На боковых створках в три ряда изображены православные святые: архангел Михаил, апостол Пётр, святитель Василий Великий, великомученик Георгий, святитель Иоанн Златоуст, митрополит Пётр, архангел Гавриил, апостол Павел, святитель Григорий Богослов, великомученик Дмитрий, святители Афанасий и Власий. В навершии триптиха помещено рельефное изображение иконы «Спас Нерукотворный».
На Руси иконы и складни появились в Х веке, сразу после крещения. Они были перенесены из Византии, а впоследствии написаны по образцу русскими мастерами. Размер складня определяет его центральная часть — средник. На нем изображают основной образ, чаще всего это лик Иисуса Христа, иконы Спаса на престоле, Николая Угодника, Казанской и Владимирской Божьей Матери.
В 1722 году указ Петра I запретил «употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы». Медные складни, как тот, что представлен в экспозиции музея, стали встречаться все реже. Медное литье стало ремеслом старообрядцев, с которыми шла активная борьба. Со временем они превратили его в отдельный вид литейного искусства. Изделия старообрядческой Выговской литейной мастерской считаются уникальным образцом металлопластики дореволюционной России.
Медный складень из коллекции Глазовского музея являет Казанскую икону Божьей матери. Он состоит из трех створок — такая конструкция называется триптих и встречается в России чаще других. Форма триптиха символизирует Царские врата церковного иконостаса, вход в Царство Божье.
В центральной части триптиха — Богоматерь с младенцем Иисусом, протянувшим руку в жесте благословения. На боковых створках в три ряда изображены православные святые: архангел Михаил, апостол Пётр, святитель Василий Великий, великомученик Георгий, святитель Иоанн Златоуст, митрополит Пётр, архангел Гавриил, апостол Павел, святитель Григорий Богослов, великомученик Дмитрий, святители Афанасий и Власий. В навершии триптиха помещено рельефное изображение иконы «Спас Нерукотворный».
На Руси иконы и складни появились в Х веке, сразу после крещения. Они были перенесены из Византии, а впоследствии написаны по образцу русскими мастерами. Размер складня определяет его центральная часть — средник. На нем изображают основной образ, чаще всего это лик Иисуса Христа, иконы Спаса на престоле, Николая Угодника, Казанской и Владимирской Божьей Матери.
В 1722 году указ Петра I запретил «употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы». Медные складни, как тот, что представлен в экспозиции музея, стали встречаться все реже. Медное литье стало ремеслом старообрядцев, с которыми шла активная борьба. Со временем они превратили его в отдельный вид литейного искусства. Изделия старообрядческой Выговской литейной мастерской считаются уникальным образцом металлопластики дореволюционной России.